Снедаемый безудержной страстью к
музпутешествиям за моря, за горы, "Мегахаус" неделю назад оказался перед
мучительным выбором: то ли лететь в Соединенное Королевство, на
эксклюзивный концерт Земфиры под пресловутым небом Лондона, то ли дергать
в Барселону - на "EMA-02", церемонию вручения европейских наград
MTV.
Поскольку соблазнительные экшны
проистекали практически день в день, пришлось (дабы не разорваться)
бросить монетку. Двухрублевая решка предательски указала на берег Испании.
Стало быть, прости, Земфира!!
В квадратах Барселоны
Может, из-за излишнего
увлечения Альмодоваром, но столкновение с реальной (не киношной) Барсой в
первые сутки по прилете почти разочаровывает. Что-то особо не видно
порочной романтики, что-то не чуют ноздри адреналинистого запашка
круглосуточной злачности... Город четко разбит (еще архитекторами начала
прошлого века) на квадраты и равнобедренные трапеции, меж которыми
проложены магистрали с названиями, снова как из учебника геометрии: авеню
Параллель, бульвар Диагональ... В Готическом квартале (где сохранились
мрачные арки из средневековья и где можно откушать тапасов - испанских
мелких острых закусок, всяких колбасок и канапе с копченой кониной - в
харчевнях, где сиживали Пикассо и Дали) в узких, пропахших мочой
переулках, завешанных бельем (как водится на всем испанском и итальянском
юге), пакистанские лавочники (они же - драгдилеры) ненавязчиво предлагают
гашиш... На Рамбле, местной Тверской, утыкающейся одним концом в площадь
Каталонии (самый центр Барселоны), другим - в море (точнее - в гавань,
напичканную разнокалиберными яхтами), мнутся немногочисленные (вопреки
ожиданиям) трансы в кожаных мини-юбках вперемежку с проститутками
обыкновенными (которых все ж таки - большинство). Мимо, ничуть не таращась
на трансов (то ли не въезжают ху из ху; то ли успели проникнуться
цивилизованным чувством толерантности), шагают русские крепкоголовые
братки. Что-то базарят про поход на "Nou Camp" (на столь удачно
завершившийся для "Локо" матч "Барселоны" с "Галатасараем").
Немецко-французские туристы-пенсионеры осаждают Ля Педрера и Саграда
Фамилья - культовые барселонские постройки руки великого архитектора
Гауди: доходный дом испанских буржуа с "пряничными" балконами,
"карамельными", мозаичными фасадами, причудливыми статуями - "сахарными
головами" на крыше и - соответственно - гигантский собор, похожий с одного
боку на оплывающую свечу, с другого - на зловещий космический корабль из
"Чужого-4".Приближение церемониала MTV
за неделю почти никак еще не чувствуется: городские газеты забиты совсем
другой культурно-развлекательной тематикой. Фанни Ардан, допустим вот,
приехала в Барселону на премьеру фильма Франко Дзеффирелли "Каллас" (где
французская звезда сыграла великую оперную диву); победительница турниров
"Ролан Гаррос" и "USA Open", испанская спортивная примадонна Аранта Санчес
заявила, что навсегда завязывает с теннисом; Пирс Броснан лично везет в
Мадрид свежую серию бондиады... Вот это уже - горячее: Броснан же завернет
по пути в Барселону, чтобы вручать призовую MTV'шную
статуэтку. Чем ближе к часу Х, тем больше
музыки становится в городе: в клубах стартуют посвященные "Europe Music
Awards-02" вечеринки. Самые бурные из них проходят, что характерно, в
гей-местах (ведь самые модные заведения Барселоны, как известно, окрашены
в "голубой", "розовый" и "смешанный" колоры), туда специально выписаны
европейские дэнс-звезды ("Telepopmusic", "Supermen Lovers") и ди-джеи из
лучших клубов Ибицы (Bob Sinklar, Sideral и др.). За три дня резко
стартует "телепромо": по "ящику" часто и настойчиво крутятся самые
выдающиеся куски былых европейских MTV-хеппенингов - Мадонна в Стокгольме
в 2000-м, взрывающийся и горящий "Rammstein" во Франкфурте в 2001-м,
грустный, но вдохновенный Джордж Майкл в Берлине в
1996-м... Несколько сотен бельгийских
рабочих (постоянная спецбригада, обслуживающая все европейские церемонии
MTV) тем временем затаскивают фуры с пиротехникой, собирают десятки
сменных декораций, раскатывают "красный коврик" во дворце "Сант Джорди"
(чисто "Олимпийский", только с "поющими" фонтанами и урбанистичными
постаментами, эдакими "распрямляющимися пружинами" на входе). За два дня
до церемонии в пятизвездочных гостиницах Барселоны - стопроцентная
заполненность. Только шоу-бизовых VIP-персон со свитами и секьюрити
привалило в город больше восьми тысяч человек. Возле фешенебельного "El
Arts", лучшего прибрежного отеля-небоскреба, выставили круглосуточную
вахту безумствующие испанские девочки-фанатки. Сюда заселилась добрая
половина всех пришкандыбавших на "EMA-02" звезд: шастают туда-сюда в
поисках ночных развлечений музыканты "Bon Jovi", сверкает очками в
лобби-баре пышнотелая певица Anastacia. Фанатки же застыли под
накрапывающим барселонским дождиком с двумя основными транспарантами над
головой: на одном накалякано по-испански "Ура, Робби!" (про, стало быть,
Уильямса), на втором - "T.A.T.U." - обожаем". Из отеля выскакивает
одуревший (от количества бизнес-встреч с акулами мирового шоу-биза) Ваня
Шаповалов (продюсер "татушный") и плюхается в такси, где его уже поджидает
"Мегахаус". - Куда
поедем-то? - Ну... На вечеринку
Мэрилина Мэнсона, которую он в честь Эминема
дает. - А Юлька с Ленкой уже
там? - Они на ужине с Биллом Роуди
(президент мировой сети MTV). Потом скорее всего спать поедут... Завтра с
утра у них - репетиция... Завтрашний день
для дуэта "Тату", возможно, самый значительный в году. В нем они прописаны
в "большом сценарии" БОЛЬШОГО ШОУ-БИЗА.
"Тату" и "местечковый выбор"
Региональное отделение
"MTV-Россия" выдвинуло "Тату" в числе прочих четырех номинантов на награду
"Best Russian Act" ("Лучший местный - русский - артист", стало быть).
Главные же дяди-боссы из "головного офиса" "MTV-International" еще с месяц
назад внесли понаделавших шуму в Европе "rising stars" "T.A.T.U."
("восходящими звездами" мирового шоу-биза обзывали нескромных девочек из
России все официальные пресс-релизы "EMA-02") в особый список
гостей-"celebrated" (приглашенных знаменитостей), дабы они в числе прочих
"випов" (то бишь за компанию с Жан-Полем Готье, Памеллой Андерсон,
Мерилином Мэнсоном, легендой испанского кино, Людмилой Гурченко,
понимаешь, местной - Сарой Монтель, "агентом 007" Пирсом Броснаном,
"сладкой парочкой" Дольче-Габбана и звездным форвардом "Барселоны"
Патриком Клювертом) вручали победителям призовые
статуэтки.Обсуждалось даже: а не дать ли
сенсационным малолеткам спеть на церемонии свое волнительное "Йа соушла
сума" где-нибудь между Бон Джови и Уитни Хьюстон. Но решили - жирновато
пока, хватит с "татушек" и "Countdown Show" - выступления на "разогреве"
церемонии во время променада мегазвезд по красному, понимаешь, ковру. В
любом случае, на фоне эдакого "большого сценария" какие уж "локальные
акты"! "Тату" даже не заехали на скромную пригостиничную процедуру объявы
русским MTV победителя "местного
уровня". Зато четыре прочих претендента -
"Дискотека Авария", Ариана, "Каста", "Эпидемия" прискакали ради этого в
Барселону за собственное "бабло" и слушали "вынесение приговора" в
пригостиничном холле с чрезвычайно серьезными лицами. "Дискотека Авария" -
лучший русский артист!" Неужели? Ну конечно - раз "Тату" заведомо положили
на всю эту "локальность" с перебором. Ариана вот, кажется, очень
расстроилась, чуть не расплакалась от обиды - видать, сильно рассчитывала
стать "местечковой the best". "Мегахаус", кстати, и такому коленкору
ничуть бы не удивился: раз в MTV'шной пятерке "лучших русских артистов
года" фигурирует некая рэперская "Каста" и совсем уж некая металлическая
"Эпидемия" (соблюли разножанровость как бы), но нет ни Земфиры, ни
"Троллей", ни там "Иванушек" с "Руками вверх" (уж всяко лучших, чем
вышеперечисленные-то), то почему бы не свозить старательную дочку
серьезного папы (Арианин предок - совладелец русского отделения компании
"Sony Music") на подсъемку в дворец Сант
Джорди?! Пока "Дискотека Авария"
петушилась там ("We will be back" - "Мы вернемся еще", типа), на довольно
унизительной процедуре (эта подсъемка "локальных актов" происходит
отдельно, за два дня до основной церемонии, при пустом закрытом зале и в
отсутствие даже журналистов - чтобы, наверное, не понаписали, как
"строят", будто детскую массовку, "региональных" - румынских, норвежских,
польских - звезд MTV'шные менеджеры), "Тату" обедали с боссами мировой
звукозаписи и ужинали с фанатеющим от них Биллом Роуди. Репетировали свой
коронный поцелуй на красном VIP-коврике и тусовались со старым приятелем
Мерилином Мэнсоном... ...Таксомотор с
трудом взбирается на гору Монтжуйк (туда обычные туристы добираются лишь
по канатной дороге), на виллу Мираблау, где Эминему устроили after-party
после премьеры его фильма "8 миль". По дороге дергаем Шаповалова
вопросами: - Вообще-то, по честняку,
ведь "Тату" должны бы стать "лучшим русским актом"...
- Это правильно, что "Дискотека Авария"
победила. "Тату" - уже мировые звезды. Если альбомы миллионными тиражами
продаются во всем мире - на хрен этот приз? Такой же ведь они еще два года
назад в Нью-Йорке от мирового (а не европейского) MTV
получили. - В Нью-Йорке вручение
"локальных актов" выглядело так же унизительно: просто "подсъемка" на
раз-два-три, при закрытых дверях, чтобы это все по-быстрому потом в
главную трансляцию вмонтировать?
- Ну
да, это отношение MTV к русским артистам. И вообще - к "локальным
победителям" региональных "зрительских голосований". Ведь чьи зрители
богаче, тех артистов лучше принимают. А русские зрители, сама
знаешь...
- Нынче "Тату" вот не сбоку
присевшие на этом празднике жизни! Уже "свои", уже - "в обойме", вписанные
в "большой сценарий"... Это все - благодаря влиянию большого лейбла,
давлению "Universal", с которым у вас контракт?
- Конечно. Церемонии награждения MTV -
это сплошная борьба больших лейблов. Где телевизор - там деньги, к
сожалению. И тут такая логика: если ты продаешься - тебя двигают, как
только продажа спадает - начинают двигать другого. Пока что "Тату"
продаются очень хорошо по всему миру, лучше, чем новый альбом "Бон Джови",
во всяком случае.
- Говорят,
информация о взлете "Тату" в американских чартах несколько подтасована.
Они там на четвертом месте всего в хит-парадах лишь клубных, а не в
основных, как заявляется вашей
пресс-службой...
- Ну да, сингл "All
The Things She Said" (англоязычная версия "Я сошла с ума") не в чарте
"Биллборда", но в другом... Там же несколько национальных
хит-парадов.
- Все равно дела в
Европе, получается, идут удачнее, чем в Америке? "Вскрыть" мозг, как ты
хотел, консервативному американскому обывателю пока не получается?
- А я давно не общался с "Interscope"
(американское отделение компании "Universal"). Вот сейчас вместе и
спросим.
На террасе (с которой открыт
шикарный вид на всю ночную Барсу, от огней никогда не засыпающего порта до
мерцающего неона гей-квартала Example) уже цедит шампанское Мартин
Кузербаум (обаятельный вице-президент "Interscope") в компании со странным
существом неопределенного пола - почти копией Марка Алманда, но на
внушительных женских шпильках. Это - испанская актуальная певица, по
статусу - местная K.D.Lang (лесбийская рокапопс-икона), "лечит" восторгами
по поводу "Тату" воротилу мирового шоу-биза. Тут же бросается на
Шаповалова: ах, боже мой, ну где же наши юные прелестницы?
Лесбо-общественность Испании, мол, в
нетерпении... Мартин тем временем
сообщает мрачнейшую новость: клипу "Я сошла с ума" ОТКАЗАНО в эфирах на
американском MTV! - Зарубили... Чиновники
MTV'шные испугались... - Ваня явно
ошарашен. - Но там же ни порнухи, ни
кровавого месива никакого... Только девичьи поцелуи да краешек детских
трусов... - Но текст песни... Не
дозрела Америка до прихода "Тату", получается. Ладно, отведем ей еще
месяца два и посмотрим: то ли это медленное раскачивание рынка, то ли
загнанная в пуританство страна. Два борца
с заокеанским пуританством и заскорузлостью обывателей из Луизианы и Айовы
(консервативных провинциалов, то бишь), Эминем и Мэрилин Мэнсон тем
временем слились на вечеринке в братском объятии. "Ну чё, старичок? Сам-то
как?" - за Эминемом тянется свита из десятка чернокожих рэп-героев в
балахонах и голде (включая Доктора Дрэ, между прочим). Шарахают Мэнсона
огромными лапами по костлявому плечику. "Хочу только тебе, брат Эминем,
выражая респект, прокрутить сейчас свой новейший альбом. Его даже из
тусовки (ну - ихней, америкосской, шоу-бизовой) еще пока никто не слышал".
Мэрилин, совсем не страшный и не инфернальный (поскольку без мертвецкого
мэйк-апа), встает за ди-джейские вертушки. Эминем, какой-то весь
скукоженный (от конвейерной шоу-соковыжималки) и болезненно-бесцветный (с
водянисто-безразличным, "рыбьим" взглядом), обреченно кивает и забивается
в угол, нахлобучив рэперский капюшон аж по брови.
Выкрутасы "красного ковра"
Эминем - главный бенефициант
"EMA-02". Сегодня барселонцы в истерике ломились на спецпоказ его фильма
"8 миль" (где рэп-стар уверенно и убедительно играет главную роль - самого
себя, в общем-то; белого хип-хопера, доходягу-"снежка", с трудом
самоутверждающегося в жестком мире черных громил, драгдилеров и
гангста-рэперов). Завтра же - Эминем вразвалочку пройдется по красному
ковру дворца Сант Джорди, с бесстрастным выражением бесцветного лица
отхватит три MTV'шные статуэтки ("лучший солист", "лучший хип-хоп-артист"
и "лучший альбом года") и покажет рукоплещущему залу в виде приветствия
фрагмент голой задницы (единственная скабрезность-непристойность на
глянцево-отрежиссированном схематичном действе; ну еще, впрочем, глубокий
лесбо-поцелуй "татушек" во время "Каунтдаун шоу" вызвал спонтанный
массовый оргазм испанских
"мачо").Отутюженную, накрахмаленную
целлулоидность самого представления "EMA-02" - с тянущей на пару миллионов
баксов феерической сценографией, с неожиданно-энергичным рок-трэшем от
травоядного очкарика Moby и с обаятельным променадом "ушастика" Робби
Уильямса (самые яркие концертные куски, на вкус "Мегахауса"), и со
скучнейшей схематичной сутью, плоскими шутками по телесуфлеру и загодя
отрепетированными репликами главных героев - большинство уже лицезрело в
прямой трансляции из Барселоны. "Мегахаус" посему решил сосредоточиться на
кое-чем из подсмотренного в закулисье. В
отрепетированном дефиле звезд по "красному ковру" почему-то была упущена
вероятность дождя. А он полил именно в вечер церемонии (всю неделю до
этого в Барселоне было плюс двадцать и слепящее солнце). Промокшие
поп-рок-стары не успевали добежать из лимузинов до VIP-подъезда, не
испортив прическу. Малютка Кайли (Миноуг) попала туфелькой в самую
глубокую лужу и страшно растерялась перед телекамерами. Нашелся
подоспевший кавалер Пирс Броснан: "Эй, камермены, ничего, что мы тут по
щиколотку в воде бултыхаемся!" Спас, понимаешь, заслонил от конфуза
поп-принцессу... Норвежские нью-звезды
"Royksopp", завидев в закулисье нашу съемочную группу, на чистом русском
вдруг произнесли: "Я - твой слуга, я - твой работник!" Это цитата из
"Kraftwerk" на самом деле, а немецкий синти-поп восьмидесятых для
"Royksopp" - практически музучебник. В
зале Сант Джорди живьем на церемонии присутствовало 13 тысяч зрителей, по
"ящику" же за шоу-целлулоидом следил миллиард (!) зрителей во всем
мире. На "региональной" трибуне в числе
попавших на церемонию "местечковых" музыкантов была замечена группа "Zdob
Si Zdub"; оказывается, угарные этно-рокеры, завсегдатаи "Максидромов" и
"Нашествий", номинировались на приз "Лучший РУМЫНСКИЙ артист" (уже второй
год молдавские хлопцы всесторонне позиционируются с
"MTV-Румыния"). В закулисье особое
оживление телекамер и фотокоров вызвала... наша скромная Ариана; случайно
оказавшаяся в бэкстейдже юная артистка так мило, стильно и
секс-привлекательно выглядела на фоне пузатеньких, "окорокастых" и далеко
не первой свежести звездюлин - Кристин Агилер, Анастасий и Пинк, - что
басурмане-репортеры чуть не сворачивали себе шеи: "Что ж за прелестная
фемина? И снова - русская?". Главные
русские же - "Тату" были помимо прочего самыми конкретными и нескромными
персоналиями "красного ковра". На вопрос, кого из мировых звезд им хочется
увидеть на сцене "EMA-02", они ответили:
"СЕБЯ". В качестве сконцентрированного
резюме по поводу барселонского перфоманса "Мегахаус" приведет, пожалуй,
финальное впечатление того же Шаповалова от этой церемонии "Europe Music
Awards": - В общем, скука смертная...
Бессовестное использование звезд для зарабатывания денег. Награждения MTV,
Капа, это ШОУ-БИЗНЕС в чистом
виде. Вполне
согласна.
Капитолина
ДЕЛОВАЯ. КАРАМЕЛЬ В ГОРОДЕ ТРАНСОВ // "Московский
Комсомолец"от 20.11.2002
|