Соблазнить Америку - новая цель русских нимфеток
То, что русский поп и дэнс (вот с роком, конечно, посложнее) медленно,
но верно поперли на Запад, - это уже не вероятность, это - очевидность.
Другое дело: реальных фактов - пока всего два. Периодическое фигурирование
на MTV-Europe недешевых клипов Алсу и третье место в британском чарте
ростовского дуэта "ППК". Все остальное - старательно раздуваемый из мухи
цеце носорог. Куда провалился заключенный пару лет назад рекорд-гигантом
"BMG" контракт с певицей Линдой? Где заявленные французские
релакс-альбомы, "новая" "Энигма" от Макса Фадеева? Чего там понаписюкала
группа "На-На" на голливудских студиях? Сплошная пыль в глаза, муть,
звездная перхоть.
Заключенный прошлой весной контракт русского отделения суперлейбла
"Universal" с дуэтом "Тату", в котором вроде прозрачно намекалось на
воплощение поющих нимфеток и на Западе, тоже можно было б простебать, как
бахвальные узоры вилами на воде. Но - из неангажированных источников дошел
вот до "Мегахауса" слушок, что американские важные дяденьки-продюсеры,
миллиардеры действительно писают кипятком от наших малолеток в школьных
гольфиках. Сам Билл Роуди (основатель мировой сети MTV) побросал давеча на
церемонии VMA-2001 (где "Тату", помнится, получили приз как "лучший артист
из России") аппетитно-толстопопых Бритни Спирс и Дженнифер Лопез и
спустился из VIР-ложи, чтобы усесться с русскими малышками "Тату".
Энергичная Юля Волкова тут же взяла дядю в оборот, заобнимала, зацеловала
- порозовевшему от удовольствия миллиардеру пришлось даже закрываться от
назойливых камер (чтоб чего совсем уж скабрезно-педофиличного не
наснимали).
Чтобы избежать кривотолков, удостовериться в серьезности намерений и
степени возбуждения западных воротил от проекта "Тату", "Мегахаусу" как
беспристрастному арбитру было предложено абсолютно эксклюзивно
поприсутствовать на записи англоязычных композиций дуэта в городе Лондоне.
В начале прошлой недели девочки были транспортированы на туманный остров.
А следом вылетели и мы.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
В переулках Портобелло.
В Москве есть Лужники и ЦСКА. В Лондоне - Camden и Portobello. Уличные
рынки, барахолки, на которых, впрочем, там торгуют не китайским дерьмом, а
супермоднючими, подчас дизайнерскими вещичками. Camden - огромный,
разнообразный, дешевый, но - небезопасный (здесь на каждом углу норовят
пристать негры-драгдилеры с навязчивыми предложениями). Portobello -
небольшой и эстетский, с кучей антикварных магазинов и эзотерических,
наполненных благовониями лавок. В одном из переулков, параллельных
Portobello Road, - скромное здание с черно-голубой металлической дверью.
Возле двери - целый "парк" из "Ягуаров" и спортивных "Тойот". Над дверью -
эмблема "Sarm West Studios". Ну уж не знаем, на какой - реальной -
крутизны студиях писались в Лондоне Земфира с "Мумий Троллем", но это вот
местечко - просто алтарь, можно сказать, британской музистории. В 70-х на
"Sarm West Studios" писались Боб Марли и Джимми Хэндрикс. В конце 90-х
великая Мадонна "собрала" здесь свой революционный альбом "Ray of Light",
а великий "Radiohead" - свой знаковый "KID A". В 2002-м в студийном кресле
Мадонны устало развалились только что прилетевшие из Манчестера russian
girls "Тату".
В Манчестере была первая серия "англоязычных пыток". Там писали версию
"Я сошла с ума" для германского рынка. В Лондоне будут заниматься только
"американским продуктом". Как сделать его удобоваримым для янки - знает
добрый дядюшка Тревор. Седовласый Trevor Horn - один из лучших британских
саунд-продюсеров (имеет, кстати, премию "Грэмми" как лучший продюсер
года). Делал песни для Эроса Рамазотти, Гэри Барлоу, Boyzone, Брайана
Ферри, Тины Тернер, Шер, "рулил" звук Марку Алмонду, Simple Minds и Pet
Shop Boys. На "русских артисток" дядюшка поглядывает настороженно:
"Батюшки, совсем ведь детишки! Во внучки годятся!" "Внученьки" куксятся:
поселили-то прямо напротив студии, в неплохой квартирке, но без горячей
воды в душе и с ледяными батареями (англичане, блин, экономы!). Студия тем
временем наполняется лощеными дяденьками в кашемировых пальто - из
Лос-Анджелеса прилетела вся верхушка "Interscope Records" (американского
отделения "Universal"). Будут контролировать весь процесс. Хотя цель этой
записи - не слишком важная: сделать вокальные англоязычные наброски "Нас
не догонят". Доводить до ума трек все равно придется уже в Лос-Анджелесе.
Но - дяденьки скрупулезны и наблюдают за каждым движением, отслеживают
каждую ноту, взятую девчонками. Лена Катина худо-бедно изъясняется
по-английски (все-таки - спецшкола позади), Юля-Джулия не знает ни слова,
запоминает звучание иностранных фраз на слух (благо слух-то музыкальный).
Делать два дела: старательно петь и к тому же правильно выговаривать, не
коверкать слова - довольно непросто. Девочки быстро устают и психуют.
"Блин, Ваня, голос у меня какой противный, сиплый! Ну не получается
совсем!"
У Вани Шаповалова - продюсера и папочки-основателя проекта "Тату" -
свои серьезные проблемы. Приходится яростно биться за креатив, за
"татушный", лесбийский "мессидж". Иностранцы почему-то норовят исправить в
текстах основополагающие фразы. В "Я сошла с ума" главную строчку "Мне
нужна она" заменили на просто "Это была наша любовь" ("I Lost My Mind, It
Was Our Love" - судите сами). В "Нас не догонят" местоимение "нас" хотят
вот подменить на "меня": "They're Not Gonna Get Me". Но Ваня упорно бьется
и добивается. Доказывает суть концептуального "Need Her" (нужна она) и
"Us" (нас).
Назавтра - по расписанию ужин с вице-президентом концерна "Universal".
А сегодня вот тянут на ужин с Энрике Иглесиасом, прилетевшим в Лондон на
съемки. Юля с Леной страшно не хотят, но идут - такие тусовки тоже важны
для контракта. Энрике приветлив. Сразу отвешивает Юле комплимент (правда,
сомнительного свойства): "Девчушка похожа на мексиканскую актрису из
мыльной оперы!" - "А мне говорили, что я на Лайзу Миннелли похожа!" -
пожалуй, обижается Волкова. Иглесиас тем временем активно переключается на
продюсера Ваню: "Ой, какой симпатичный! Похож на телеведущего из
Сан-Франциско! С тобой можно поближе познакомиться?". Да уж,
девчушки-"татушки", ясный перец, не Энрикин формат. Пока знойный красавец
строит глазки русскому Ивану, Лена с Юлей вдвоем сбегают из пафосного
ресторана в загадочную лондонскую ночь.
"Мегахаус" тем временем добирается до
"фирмачей". И начинает доканывать Мартина Кузербаума, вице-президента
"Interscope Records" по международному маркетингу:
- Почему американский подлейбл "Universal" так бурно заинтересовался
проектом "Тату"?
- Сперва впечатлила чисто музыкальная сторона: необычная смесь попса и
качественной электроники. А когда к нам прислали клипы - они сильно
удивили. Стало понятно: в этом проекте есть нечто особенное, что может
заинтересовать американский рынок.
- Хм, по-моему, ваш рынок сложно чем-то удивить?
- Да, американский рынок настолько насыщен, что очень сложно пробиться
новому артисту. Для этого он должен быть действительно уникален. "Тату" -
это, конечно, музыка для тинейджеров, так же как Бритни Спирс, "Backstreet
Boys" и т. д. Но у последних - музыка не настоящая, целлулоидная, она не
отражает реальных чувств подростка. А "Тату" поют о тинейджеровских
переживаниях в такой естественной, сырой, непричесанной манере, что это не
может не трогать, не цеплять.
- А шокирующая сторона - две малолетки питают друг к другу лесбийские
чувства - сыграла роль при заключении американского контракта?
- "Тату" позволяют заглянуть за кулисы подростковой жизни, коснуться
того, что обычно прячется, что не лежит на поверхности. Подростковая
лесбийская любовь здесь выглядит как демонстрация юношеского максимализма.
И это убедительно.
- Клипы "Тату" в Америке будут крутиться на русском языке. Это не
отпугнет ваших тинейджеров? Ведь русский для них - полная тарабарщина, не
испанский и даже не немецкий...
- Конечно, с русским языком очень сложно работать. Чтобы добиться
успеха в Америке, необходимо петь по-английски. Поэтому девочки и
перепевают сейчас свои хиты. Но видеоклипы настолько качественные, что
грех их переснимать под язык: рискнем и пустим их на русском, но - с
английскими титрами.
- Так же было с первыми видео "Раммштайн", которые шли в Америке на
немецком, с титрами...
- Самая популярная песня "Раммштайна" в Америке была "Du Hast", потому
что эти два немецких слова-рефрена легко запоминались, просто врезались в
память американцам. Но следующий альбом "Раммштайна" уже провалился, не
продался. Из-за немецкого. Постоянный, стабильный успех в Штатах требует
английского. Когда девочки прилетят в Лос-Анджелес, мы тут же пошлем их на
ускоренные курсы английского. Поскольку сразу надо будет давать интервью
американской прессе. Я знаю, что в России они вроде как нечасто дают
интервью, но в Америке, если ты не общаешься с журналистами, - ты ничто,
не станешь звездой никогда.
- Будут ли купюры в клипах "Тату"?
- В "Нас не догонят" придется вырезать пляжную фотографию маленькой
голой девочки. Да, там - обнаженные гениталии... Это очень серьезно - это
обвинения в пропаганде педофилии, в детской порнографии. В Америке нас
затаскают по судам.
- Мартин, ты первый раз с русскими дело-то имеешь?
- Да, но мне очень нравится. Давно я так, с ходу, не влюблялся в
иностранный проект.
- А с кем еще работал?
- С кучей народа: с "Limp Bizkit", со Стингом, с Брайаном Адамсом,
Доктором Дрэ, Эминемом... С какими европейцами? Ну, за последние пять лет
примерно лишь пять европейских артистов добивались в Штатах хоть какого-то
успеха... Сейчас я параллельно занимаюсь новозеландской рок-группой "Zedd"
и итальянским тенором Алесандро Софино.
- Ну и какие шансы у наших "Тату"?
- Эта группа слишком хороша, чтобы не попробовать продать ее в Америке.
По крайней мере, лично я заключил пари на то, что американские подростки
поведутся на Лену и Юлю.
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
Сексуальность лимонных долек.
Резкий интерес американцев к "феномену" "Тату" лежит на самом деле на
поверхности и имеет не очень лицеприятную - похотливую (если уж называть
все своими именами) - изнанку. Как говаривал в "Анализируй это" мафиозо Де
Ниро про потребность в любовнице: "С ней можно то, чего нельзя с женой!"
Вот и с русскими отвязными нимфетками можно то, на что ни в коем случае не
решатся со своими "звездно-полосатыми" девочками и мальчиками:
проэксплуатировать тинейджеровский сексуальный образ, нарушить табу,
вкусить запретный плод. Обвинения в педофилии - дикий страх для
заокеанского шоу-биза (особенно - после "детской эпопеи" Майкла Джексона).
Поэтому их бойз-, герлз-бэнды - по большей части великовозрастны и
целлулоидно-целомудренны в видеопроявлениях. Безбашенные русские - другое
дело (как известно, самые жесткие порносайты в Интернете забиты
фотографиями русских "раскрепощенных" девушек, а "спецстранички" для
педофилов - изображениями русских детей-проституток). Они (мы) всегда на
грани криминала (для Америки), так что не страшно и не грешно гольфиками,
трусиками и лесбо-поцелуями "Тату" под дождем пощекотать воображение
американскому обывателю.
Понимает ли сам "скандальный проект" суть своего "феномена" для
западного шоу-биза? Продюсер Ваня Шаповалов все расчетливо знает и
всячески ратует за "шоковый мессидж". А Лене с Юлей - по барабану. Им
хочется быть просто отвязными девчонками: убежали вот в английскую ночь (к
неожиданно обнаружившимся в Лондоне друзьям-мальчишкам), накурились (без
присмотра), нахохотались, натусовались - легли спать в пять утра.
В одиннадцать в студии - смотрятся, как выжатые лимонные дольки.
Рассерженный Ваня прессингует: "Почему голос-то мертвый, почему - никакая?
Не надо было шляться где попало по ночам!" Эмоциональная Юля от крошечного
наезда сразу растирает слезы по щекам. Дядюшка Тревор растроган, как,
впрочем, и остальные американцы в кашемире: "Ну - ничего. Пускай пойдут
поспят!" Волкова, чтоб доказать работоспособность и состоятельность, орет
в микрофон что есть мочи и совершенно срывает голос. В таком осипшем
состоянии тем не менее пытается перед "Мегахаусом" рассуждать
по-взрослому.
- Вас самих-то это прикалывает: лондоны, лос-анджелесы, 12-часовые
перелеты, строгие иностранные дяденьки-менеджеры, квартирки без горячей
воды?.. Или гораздо приятнее в родных Саратове с Челябинском, где толпы
ревущих фанатов, номера люкс... Где вы - звезды, а не неумелые русские
девочки?
- Заграница нам нравится, хотя здесь - бешеный, сумасшедший труд: по 12
часов на студии. Никаких местных красот практически не видим.
- Самим понятно, зачем тратите сейчас столько сил?
- Чтобы стать международными звездами!
- А что это, по-вашему, значит?
- Это когда тебя знает весь мир. И Челябинск, и Лос-Анджелес, и
Гамбург... За границей еще почему лучше: все намного профессиональнее.
Студии, аппаратура - суперуровень. Не то что в Москве, где на студиях
качество такое же, что и дома на караоке сесть попеть...
- Как думаете, почему все эти серьезные американские дяди так
заинтересовались "феноменом" "Тату"?
- Потому что проект хороший. И в России он - на первом месте. И мы -
талантливые. И Ваня - снимает хорошие клипы и делает для нас хорошую
музыку. Еще людей задевает наша энергия: все эти западные звезды такие
загруженные, а мы - легкие, подвижные. Ну и возраст. Мы же - две маленькие
девочки!
- Когда мои знакомые музыканты приезжают в Лондон, стараются урвать
время, чтобы походить по музыкальным магазинам, клубам, концертам -
максимально впитать прогрессивную атмосферу самой продвинутой столицы
мира! Вы чего впитали?
- Каких пластинок нельзя сейчас найти в Москве?
- Хм, очень многих. Easy listening, джаз, авангард, моднейшие клубные
новинки...
- Ну, все диски, которые нам нравятся, мы сразу и в Москве покупаем. И
Стинга, и "Скорпионс", и Бритни Спирс... Жаль, что не сходили здесь в
музей Мадам Тюссо, в Тауэр, в Музей естественной истории. По музеям бы
пошлялись, а вот на концерты вообще не тянуло!
ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
Спагетти Мадонны, Земфирины песни.
Понятно, почему наши продвинутые рокапопсеры так любят английские
студии. Тут тебе - и работа, тут же - комфорт и развлечения все 24 часа. В
подвале "Sarm West Studios", к примеру, - итальянский ресторанчик, где
жевала спагетти Мадонна на записи "Ray of Light". Рядом, в коридоре -
целая шеренга игровых автоматов: виртуальные мотогонки, "Формула-1". На
них расслаблялся, отходил от мадонниных обид Уильям Орбит, ее тогдашний
композитор и друг. Из ресторана малышкам "Тату" приносят лишь капуччино.
Такое впечатление, что девочки почти ничего не едят. Ну так - яблочком
перекусят. Диета, типа, что ли? (У Шаповалова - своя диета: предпочитает
исключительно французские рестораны с обязательной фуа-грой, а такие
роскошества в арабо-индийско-китайском гастрономическом Лондоне можно
разве что с ресторанным путеводителем отыскивать. )
В последний день сидеть на студии приходится в две смены, до упора,
часов до 10 вечера. Зато - все получается как надо. То ли - "татушки"
отдохнули, то ли - их просто прет. Дядюшка Тревор довольно забивает в
компьютер десяток вариантов вполне приличных девичьих вокальных партий.
Будет из чего в Лос-Анджелесе окончательную версию "They're Not Gonna Get
Us" ("Нас не догонят") собрать. Кстати, стартовать в Штатах в начале
апреля хотят именно синглом "Нас не догонят", что очень расстраивает
Шаповалова:
- Теряется стартовый мессидж, ломается. Неправильно. Надо бы, как в
России, - с "Я сошла с ума" начинать.
Ваня Шаповалов, экс-психиатр из Саратова, вообще не очень доволен
течением процесса "американизации". Янки сильно лезут в его "креатив",
нарушают "концептуальность" проекта. Ваня - парень с многочисленными и
очень подвижными "тараканами" в голове. Любит порассуждать о путях к
бессмертию, о роли первого сперматозоида в ходе истории! Но "Мегахаусу"
он, пожалуй, симпатичен: уверенностью в своих идеях и неподдельной
романтичностью, невзирая на прожженный цинизм.
- Почему только два рынка: Германия и Америка? Англия - в стороне?
- То, что работает в Америке, работает и в Англии. То, что срабатывает
в Англии, - не работает в Америке. Это проверенная формула. Успех "Тату" в
Германии я, кстати, не гарантирую. А по Америке все понимаю: там расчет на
сильный образ. В мире сейчас - жуткая нехватка образов. Особенно - в
Восточной Европе. Хотя, кстати, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Румыния
- это серьезный рынок. Легальных копий альбома "Тату" (на русском языке)
только там было продано 700 тысяч экземпляров. А по всей России мы
приближаемся к миллиону экземпляров. Так что рынки сопоставимы. Но,
разумеется, это не Америка, где даже при провале продастся полмиллиона
пластинок.
- То есть вы все равно заработаете?
- Конечно.
- Тинейджеровских музыкальных и телевизионных образов в Америке -
навалом. В чем уникальность образа "Тату"?
- Он - новый. Человечество вообще спасется только за счет нового.
Старое не уводит от смерти. Новизна - путь к бессмертию. Новое - это
первое. Если ты не новый - ты не первый. А если ты не первый - то не
играешь никакой роли.
- Стоп, стоп, если без философских задвигов: "Тату" - образ, которого
еще не видела Америка?
- По утверждению "Universal", такого образа весь мир не видел -
андрогинный (лесбийский) секс в таком возрасте, ярко выраженное
подростковое либидо.
- Насколько я знаю, такой двусмысленный образ был тобой почерпнут из
Интернета, после многочисленных посещений порносайтов?
- Я сам туда особо не лазил. Но услышал, что статистика посещений
порносайтов все больше скатывается по возрасту туда...
- В детскую порнографию?
- Ну да. Отсюда и концепция, из гипертрофированного спроса на
подростковый секс...
- А при чем тут лесбийские страсти?
- В "Тату" была сначала одна девочка, потом я взял еще одну. Должны
были родиться некие отношения, объясняющие, почему их - две... Мне бы
знаешь, чего хотелось? Чтоб Юля с Леной перепели Земфирину "Прости меня,
моя любовь". У них бы очень сильно вышло.
- Говорил с Земфирой?
- Ее директор сказала: пока артист живой - зачем ее перепевать?
- Сейчас, кстати, готовится целый альбом кавер-версий "Мумий Тролля".
Можете там чего-нибудь перепеть. "Девочка", например, не греет?
- На фиг не надо. Энергетика не та у "Мумий Тролля". Энергетика
тридцатилетних. У Земфиры - лет на семь меньше. И Земфира - явление-то
поярче, чем "Мумий Тролль".
- Про возрастную энергетику. Ты когда "Тату" нашел, им было
сколько?
- Тринадцать.
- Сейчас - шестнадцать. Через два года будет восемнадцать. И что?
Рассыплется образ-то.
- Уже есть концепция на пять лет вперед.
- То есть до двадцати одного года можно смело фигачить? Но для
американского рынка повзрослевшие лолиты-"татушки" ведь потеряют главную
привлекательность - сексуальность на грани фола?
- У них как раз этим по закону можно только с двадцати одного года
заниматься. Так что и в Штатах года на три "Тату" точно хватит.
... Девочки упаковали сумки и трогательно прощаются с
англо-американскими дяденьками. Завтра - в Москву, через три дня - уже в
Лос-Анджелес. Чувствительная Юля чуть ли не повисла на шее у
саунд-продюсера. У дядюшки Тревора от умиления даже запотели очки: "А еще
говорят, русские - мафия! Вот они какие - русские-то! Не расстраивайся,
Джулия, увидимся в Лос-Анджелесе!"
Да уж, в LA все будет по серьезке. "Тату" по прилете попадают в руки
продюсерской команды, слепившей незабвенный лик Мэрилин Мэнсона. Так что -
трепещите, фанаты...
- "Татушная" семейка: Ваня, Лена, Юля. В центре - дедушка Билл Роуди
(основатель мировой сети MTV).
Капитолина ДЕЛОВАЯ,
Лондон - Москва "ТАТУ": ПОПЫТКА ИСКУШЕНИЯ. // Московский комсомолец
(Москва).- 23.01.2002.- 016.- C.8
|