Девица Диана Арбенина в последнее
время заметно похорошела. Обычно это случается с женщинами из-за резких
влюбленностей. Но с некоторыми вот бывает и ввиду успешно сделанного дела.
Диана - трудоголик (не путать с алкоголиком), спору нет; а потому в сердце
ее нынче - тихая радость: наконец-то закончены мытарства с как бы свежим
альбомом. Как бы - поскольку "Цунами", вторую свою электрическую (раньше
бывали и акустические) пластинку "Ночные Снайперы" (которых лидерша -
Диана) закончили аж в феврале. Девятимесячная же задержка (выхода),
болезненная менопауза, понимаешь, случилась токмо из-за злого рока
(рок-шоу-биза, если уж точнее, в лице черствых и жадных
рекорд-лейблов).
Однако
долгое ожидание, как водится, лишь подогрело интерес: про "Цунами"
заговорили как про неожиданно-продвинутый рок-продукт, который развенчает
представление о "Ночных Снайперах" как о патриархально-русскороковых
последышах (не зря же записывался альбом в навороченной киевской студии
"Столица", у очень модного, в контексте рокапопс-героев СНГ,
саунд-продюсера Евгения Ступки). "Мегахаус", прослушав теплый еще CD,
намерен констатировать: и впрямь имеется ДВИЖЕНИЕ (пока - не продвижение).
Уже не русский рок (местами); немножко, правда, кое-где - шансон (как
говорят - стебливый, провокационный). И - "хуковые" песни ("hook"
по-английски "крючок" или "зацепка" - прим. для
невежд).
Арбенина
тоже преображается в девушку с большим "хуком". Брезгливо, кстати,
отмахивается от знамени пионервожатой отечественных лесбиянок (эдакую
тельняшно-расхристанную расейскую K.D.Lang ведь хочет видеть в ней
определенная часть фанатов). Упорно повторяет слово "фатальность" и
взваливает все на себя. Концептуальное интервью "Мегахаусу" вот дает
одна-одинешенька (раньше давала - всегда совместно с партнершей по группе
Светой Сургановой), поскольку "отвечает лишь сама за все". Начинает
разговор довольно странно...
Скрипки и розы
- Сегодня воскресенье? Не люблю. Я четко
чувствую все дни недели. Воскресенье не воспринимаю... Еще не очень хорошо
отношусь к понедельнику и четвергу, поскольку по этим дням у меня была
"специальность" (фортепиано) в музыкальной школе. Не доверяю я среде, по
средам у нас был хор, а хор я тоже не
любила...
- А "Мегахаус"-то как раз по
средам выходит...
- Но встречаемся-то
мы в воскресенье... А ты чувствуешь дни
недели?
- Ну явно не эдак остро. Меня
гораздо больше угнетает, когда на улице минус
20.
- А в Магадане (Арбенина оттуда
родом. - К.Д.) что минус 20, что минус 60... И дует все время
неслабо...
- Скучаешь по
холодам?
- Да, мне сейчас очень нужно
съездить во Владивосток. Стремительно... Восемь часов туда, восемь обратно
лету, и там, думаю, достаточно будет часов трех
всего...
- Видать, что-то сугубо
личное притягивает...
- Альбом
"Цунами" ведь уже записан. Мне надо ехать за впечатлениями. Дней шесть я
уже думаю, что новый альбом где-то
близко.
- Чего так долго с этим
тянули? Хотели повыгоднее
запродать?
- Хотели, чтоб к нему
адекватно отнеслась рекорд-компания. И она таки отнеслась! Дело не в
денежной сумме. Все выражается в заботе и уважении ко всем песням, которые
группой приносятся. А не к одной, из которой пытаются вытрясти максимум.
Как это было с "31-й Весной", после которой мне приходилось доказывать,
что "Ночные Снайперы" - не группа одной
песни.
- Чем "Цунами" отличается от
предыдущей пластинки "Рубеж"?
- Всем.
Я не довольна альбомом "Рубеж", все там было сделано очень халтурно...
"Цунами" же - первая взрослая работа, где все сделано процентов на 80.
Впрочем, перегнули мы с количеством скрипки на альбоме (возможно, я буду
бита за эту фразу 54 раза)...
-
Неожиданно услышать это от тебя! Скрипка - это же ваше ВСЕ для фанатов!
Душа и карма!
- Я так совсем не
думаю. Засовывать себя в рамки тех инструментов, на которых умеешь хорошо
играть - глупо. Скрипка - очень специфический инструмент, которым нельзя
злоупотреблять и который нельзя насиловать в каждой
песне.
- Ты сказала, что песня "Розы"
- урод. А много ли еще в "Цунами" таких уродов, по твоему
разумению?
- Там - 13 обалденно
породистых песен с классной мелодикой и классными текстами. И только одна
песня, сознательно лишенная идеи. Все остальные - фатальные, а "Розы" -
несерьезная песня, в ней лишь намек на флирт, не
более.
Ты
дарила мне розы
Розы пахли
полынью...
...Твои драные
джинсы
И монгольские
скулы
Ты была моей
тайной
Зазнобой
моей
|
-
Кто-то говорит - стебливая песня! Только - стеб-то в чем? В чем-то сугубо
личном: розы, скулы, тайные зазнобы (лесбийская
лирика)...
- Стеб, может быть, в
аранжировке...
-
Шансоново-кабацкой?
- Называй как
хочешь... Проигрыш Светкин скрипичный (Сурганова - скрипачка, кто не
знает. - К.Д.) там был абсолютно не нужен. Зачем мы его оставили -
хоть убей, не понимаю. Мой промах. Не нравится мне, когда все это начинает
попахивать кабаком!
- А ведь от вас
попахивает!
-
Жаль.
- В последнее время ты стала
одна говорить от имени всей группы. Почему замолчала твоя "вторая
половинка" Света Сурганова?
- Потому
что в альбоме - сто процентов моего материала. Стало быть, и ответ мне
держать.
- А Света перестала писать
песни?
- Нет, просто для "Цунами" мы
отобрали 14 песен, написанных мной. Никто ее не неволит не писать песни.
Просто из тех 28, что услышала страна (две пластинки), - 27 песен моих, и
одна - ее. Поэтому я считаю себя вправе ответить на все
вопросы.
- Ну ты авторитарная, я
смотрю, особа! Есть ощущение, что ты Сурганову "сливаешь" попросту... И
роли в группе перераспределились: сначала были две "снайперши", теперь
одна - всем верховодит!
- Мне все
равно, что говорит тусовка. А то, что страна любит и поет мои песни, я
вижу, - и это гораздо важнее каких-то
разговоров.
- А может, просто выйти
из "конгломерата" - и делать что-то самой по себе? Чтобы не было повода
злиться на такие вопросы? Чтобы не было проблем в борьбе с патриархальной
скрипкой и боязни при этом серьезно обидеть подругу? Я вижу - грузик-то
висит...
- Я себя очень классно
чувствую в этой группе. Другое дело - она должна меняться. "Ночные
Снайперы" - название мне родное, оно принесло мне удачу, и оно будет со
мною всегда!
Жажда "мертвой петли"
- То есть в названии - кармический
смысл? Не будучи вашей фанаткой, пропустила, видимо, мимо ушей его
волнительную историю...
- Не помню,
кто из нас двоих его придумал... Время было очень важное, очень соленое.
Тяжелый был год - 1993-й. Дело было в Магадане, мы шли со Светкой в казино
"Империал", где давали концерты каждый день - чтобы заработать денег на
билеты в Питер (вот эту историю я уже знаю: Сурганова, жительница
Петербурга, рванула за зазнобою Арбениной к ней в Магадан, ну и так
далее... - К.Д.) В том казино не было ни рулетки, ни покера, никто
ни во что там не играл. Это был довольно фешенебельный для Магадана
ресторан с варьете, с тапером, просто названный красным словцом "казино".
Возле входа тем вечером стояла машина. И ее разудалый водитель, увидев
двух пигалиц с гитарами и скрипками наперевес, с головы до ног укутанных в
шарфы, шубы и шапки (магаданская зима), крикнул в окошко: "Девчонки, вы с
охоты или на охоту?" Мы были такие задолбанные, так не хотели в казино
этом играть, а эта фраза так нас рассмешила, стала последней каплей...
Сочетание "Ночные Снайперы" пришло позже - но первопричиной был тот
автолюбитель. Как корабль назовешь, так он и поплывет ведь. Название
"Ночные Снайперы" начало обрастать для нас
удачами...
- Стало фатальным,
понятное дело... Почему, кстати, ты часто это произносишь? "Фатально" -
слово-паразит для тебя, что ли?
- Для
меня ничего главнее фатальности в жизни
нет.
- Вера в то, что все
предопределено?
- Главное -
чувствовать это. Состояние фатальности всегда со мной. Оно помогает мне
прощать, оно помогает мне не злиться. Оно помогает мне видеть, на что
способны люди, и их за это не осуждать. Я осознаю, что живу один раз, и не
оправдываю себя тем, что в следующей жизни, мол, все будет по-другому и мы
все успеем. Не будет ее, другой жизни... Я совершенно адекватна самой
себе, торю свой путь уже 10 лет. И мне безумно хорошо от того, что моя
дерзость имеет реальное воплощение. Например, в группе "Ночные
Снайперы".
- Песни ты тоже делишь на
фатальные и, соответственно, не...?
-
Конечно. Нефатальные - это набор слов и махровая конъюнктура. Фатальность
имел в себе, по сути, только один человек - Цой. И Майк Науменко еще. А
больше ни в ком здесь этого никогда не
было.
- А в
Земфире?
- Ну - нет. Земфира -
хорошая девочка, но она - не фатальна...
- Хм, но это Земфира ведь живет дерзко! То есть - живет на пределе. Ты
любишь экстремальные ощущения?
- А
то!
- Участвуешь, я слышала, в
автогонках?
- Ну это все - по
земле... А я люблю больше небо.
-
Земфира прыгает с парашютом...
- А я
- и парашюты, и реактивные самолеты...
- Летаешь, матушка?
- Безусловно,
я никогда не сидела за штурвалом. Ты представляешь себе боевой реактивный
самолет: такая тоненькая капсула с двумя кабинами - для пилота и второго
пилота. Друг решил меня покатать: надели шлем, посадили в эту капсулу, и
за 25 минут мы с ним проделали все фигуры высшего пилотажа, включая
"мертвую петлю"! Он предупредил: "Будет плохо, нажимай на гашетку, говори
в приемник!" Но чтоб я сказала, что мне плохо, - никогда... А сердце-то от
перенагрузок начало подергивать. И всю дорогу, во время этих пируэтов,
чтобы не окочуриться, я бубнила под нос Робби Уильямса: "Пум-пум, бум-бум,
пум-пум, бум-бум!.." Ну - "Road to
Mondalay"...
- Я
поняла...
- А когда меня вытащили из
этого реактивного самолета, первое, что сказала: "Очень хочу белой рыбы!"
И меня повезли ее есть.
Долой мужеподобие!
- К чему бы это? Случаем - не к
сексу?.. Кстати, давеча в одной телепрограмме с твоим участием решили
обсосать вопрос о сексуальности
рок-героев...
- И мое мнение там
разошлось с мнением всей страны. Которая посчитала (67 процентов
опрошенных по телефону и Интернету), что рок-звезде не надо быть
сексуальной. Я долго думала после: почему люди так отреагировали? Поняла -
у них ложное представление о вопросе. Они воспринимают сексуальность - как
безвкусицу, как китч!
- Наверное, они
не понимают, что самая сильная сексуальность - сексуальность скрытая. А
они представляют сразу параметры Мадонны или даже ходячего, на мой вкус,
антисекса - Кристины Агилеры...
- Не
все одинаково. Кто-то любит укроп, кто-то перец. Для кого-то сексуален
Робби Уильямс, для кого-то - Никита Козлов. У каждого есть - своя самость,
свой запах! Все сексуальны, но многие в себе это душат, загоняют в
угол.
- А ты - не загоняла? Года три
назад, помнится, ты выглядела по-другому, довольно
зажатой...
- Нет, я никогда не
боялась любить. А в этом суть сексуальности. Многие люди любить боятся...
Бывает, человек очень юн, доверчив, а его берут, используют и пинают. И он
зажимается и начинает ко всему относиться настороженно впоследствии.
Почему такое обилие молоденьких девчонок всем своим видом стараются
демонстрировать нетрадиционную сексуальную ориентацию? В самый нужный
момент они, вероятно, не находят своего мальчика, своего мужчину. И
получаются совершенно искореженные судьбы, мужеподобные девицы и даже
мужеподобные тетеньки бальзаковского возраста! Без слез не
взглянешь!
- Что это ты на них
ворчишь? Ведь эти тетеньки и девочки, дожидающиеся заместо мальчиков
других тетенек, - ваша главная, экзальтированная
аудитория?
- У нас, как оказывается,
аудитория очень разная. Вчера в клубе на концерте я заметила такое
количество публики, ранее не наблюдавшейся: почтенного вида мужчины в
галстуках и костюмах-тройках... Пели хором песню "Россия, 37-й"... Может,
что-то изменилось, но процент конкретных, стайками жмущихся девчонок
растворяется в более разношерстной
публике.
- То есть широкие массы
распробовали музыку "Ночных Снайперов"? Может, ради широких масс ты стала
уходить в текстах от ярко выраженных родовых окончаний? Вместо "она" у
тебя кое-где даже появилось "он". В смысле - твой
визави...
- Что-то диктуется
"метром": метрической формой стиха. А вообще, кто сказал, что я пишу песни
о НЕЙ? Я песни людям не пишу. Люди лишь навевают, не более. Песня -
неблагодарное существо, она впитывает первую эмоцию, а потом очень быстро
избавляется, убивает того, кто дал изначальный посыл. Нелепый вопрос: о
ком я пишу песню, о нем или о ней! Я вот точно знаю, что Олег Газманов
написал песню "Господа офицеры" - непосредственно господам офицерам. А в
песне "Цунами" столько образов... Знаешь, откуда она? Я увидела у человека
пушок на шее. Это было так трогательно - потому что человек был очень
мужественный.
- Пьяный
мачо?
- И меня поперло! Это был
посыл. А к чему в результате привел, это -
иное.
Целовать
тебя в шею
Оставаться
следами
Безупречного
цвета
Переспелой
рябины
Что теперь между
нами
Я не сдам я не
сгину
("Цунами")
|
-
Ты, бывает, обмолвишься в песне: "Ты знаешь, сколько мне лет, и я за это
плачу!" Присутствует страх среднего
возраста?
- Это когда
сколько?
- Ну у некоторых лет в 30
случается коллапс, и они начинают судорожно подсчитывать количество
появившихся морщинок... У тебя таких задумчивостей нету? Тебе же вроде
30?
- Мне - 28. Хотя 30 нравится
больше, чем 28. Мне нравилось, когда мне было 25, 23, 21 и 27. Цифра 26
никогда не впирала и 28 - тоже. Наверное, поскольку не люблю четные числа.
Вообще, осознанность - это классно! И если она появилась в некоторых
песнях - неплохо это. А старости я пока не боюсь. Еще не чувствую ни
старости, ни смерти. А что дальше будет -
посмотрим!
Фатальный финал
концептуального диалога, знаете ли...
Капитолина
ДЕЛОВАЯ. Одиночество снайпера // "Московский
Комсомолец"от 11.12.2002
|