Ночные снайперы

Музыка

Покажи мне любовь

Литература

Личности

Критика

Лилит

Галерея

Обратная связь

  Ирина Хоменко

Ночные снайперы


В гримерке поражал сапог, сиротливо примостившийся на батарее. Группа "Ночные снайперы" ютилась в комнатушке размером со стандартную совковую кухню (метр на полтора), заваленную грудой старой обуви и тряпьем. Диана, по своей привычке, задумчиво ела медиатор, Светлана, по-воробьиному нахохлившись, назначала время интервью. От встреч с журналистами они никогда не отказываются (более того, Диана как филолог вносит в написание интервью довольно ощутимую лепту). С фанатами и поклонниками общаются охотно и на равных. На многие вопросы и предложения отвечают: "Запросто".

Они образовались более семи лет назад на векторе, который соединяет Магадан и Питер. Ночной прохожий Магадана подарил им название. До недавнего времени они были акустической группой. После клипа "Тридцать первая весна" количество их поклонников стало увеличиваться в геометрической прогрессии. Большинство фанаток - девушки, студентки гуманитарных и медицинских вузов. Последнее неудивительно, поскольку солистка - филолог, а скрипачка - педиатр. Половину почитателей они знают в лицо. Мечта Светланы - Япония, Дианы - музей Маяковского. Вот, собственно, вкратце и все сведения, которые можно было почерпнуть со страниц периодических изданий. Некоторые вызывали интерес, а некоторые уже набили оскомину. Да и вообще, лучше всего человек раскрывается в искусстве: в том, которое создает, и в том, которое потребляет. Создания и предпочтения созидателя говорят лучше него самого. Только творения - сами за себя, а на пристрастиях стоит остановиться подробнее.

- В клипе "Кошка" использованы кадры фильма "Люди-кошки" сороковых годов. Чей это замысел и связан ли он как-то с вашими пристрастиями в кинематографе?

Диана Арбенина: - Замысел был общим. Когда мы стали обсуждать сценарий клипа с нашим режиссером Павлом Руминовым, то сошлись на том, что все мы очень любим черно-белое кино, а для клипа "Кошки" как нельзя лучше подходит фильм Жака Турне "Люди-кошки", снятый в 1943 году. Оказалось, что наши вкусы совпадают. Очень хорошо, что не пришлось спорить по этому поводу.

- Какой из увиденных в последнее время фильмов впечатлил вас более всего?

Светлана Сурганова: - Давно это было... Мы смотрели Кислевского "Декалог".

Д. А.: - И "Дневник его жены" - последний фильм, который мы смотрели в Питере. В нем убивает последняя фраза: "А потом я умерла". Типичный пример того, как люди совершенно четко знают, что они хотят снять, до мелочей, до деталей. И последняя фраза ставит точку, будто бы подпись автора.

- Может показаться, что строчка "Иван Бунин ходит в кино, по бедрам подруги пишет рассказы" иллюстрирует некоторые моменты этого фильма, хотя песня была написана раньше, чем картина вышла на экраны.

Д. А.: - Со мной часто такое бывает: я сначала что-нибудь напишу, а потом увижу...

С. С.: - ...Или потом это случится.

Д. А.: - Если продолжить разговор о кинематографе: как-то у нас со Светкой был опыт хождения в московский кинотеатр. Мы играли в клубе "Манхэттен-экспресс", концерт был очень поздно, полвторого ночи, а потом мы решили сходить в кино. Смотрели фильм "Чего хотят женщины" с Мэлом Гибсоном в главной роли. Это была прикольная экскурсия в кино, потому что в плане синематографа Москва дает фору всем городам России. В Москве это своеобразный экшн, акция - сходить в кино, - начиная от попкорна, которым люди обсыпают друг друга... Мне кажется, москвичам совершенно все равно, что смотреть, они просто идут в кино...

- А если говорить об искусстве в целом: о музыке, о литературе?..

Д. А.: - Что касается литературы, то сейчас я намного меньше читаю, нет времени, к сожалению. Последнее - Мураками "Слушая песнь ветра".

- Вы считаете, что родились в свое время или, может быть, хотели бы жить в какую-нибудь другую эпоху?

С.С.: - Мы размышляли над этим вопросом вчера, думали, в какой стране и в какое время хотели бы жить. Я ответила, что это Испания времен Лопе де Вега. Сегодня я, наверное, отвечу так же.

Д. А.: - Сегодня - Греция почему-то. Резко.

- В Интернете вы сказали, что очень цинично относитесь к стихосложению. Что вы имели в виду?

(В баре начинают молоть кофе. Очень громко. Диана: "Интересно, это они специально?.. Подождем, пока они закончат". Мы на минуту прерываемся).

Д. А.: - Что касается стихосложения, я мгновенно распознаю графоманство (этакое юношеское писательство). Талантливой рифмой меня тоже не изумить. У меня слишком высокая планка, а может, я чересчур серьезно отношусь к вопросу дактилей, ямбов и хореев. Однако если меня что-то цепануло - не скрываю. И, как правило, это остается надолго.

- Ваше желание посетить музей Маяковского связано с тем, что вот-таки цепануло?

Д.А.: - Это связано с тем, что я очень люблю Маяковского. Мне кажется, что он был абсолютно одиноким человеком - таким большим и таким ненужным. Его мало кто понимал при жизни. Мне хотелось бы впитать атмосферу, в которой он жил. Но в музее мы, к сожалению, так и не побывали до сих пор.

- А что нравится из поэтической классики?

Д.А.: - Вы имеете в виду какое время?

- В целом. Что оставило самый глубокий след?

Д.А.: - Из классики... Бродский, пожалуй. Но это уже неоклассика. Что касается классического понятия поэзии - Пушкин.

- Вы говорили про любовь к Булгакову. А он вам наиболее близок своими мистическими произведениями ("Мастер и Маргарита") или социальными?

"Снайперы": - Булгаков близок нам как Мастер.

Д.А.: - А то, что он мастер, - безусловно. Мне кажется, эпизод, с которого начинается "Мастер и Маргарита", о том, что было жарко и герои пили теплую абрикосовую воду, которая абсолютно не утоляла жажду, потом они начали икать, - это ничуть не менее мастерски, чем вся сага про Понтия Пилата.

Но оставлять в стороне творения самих "Снайперов" тоже не стоит. Любое произведение искусства - это частичка судьбы художника. Попытка спроецировать названия альбомов на реальную жизнь музыкантов может оказаться удачной.

ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ

- Если уж один из ваших альбомов носит название "Детский лепет", может, расскажете про свое детство? Какими вы были детьми?

Д.А.: - Одно могу сказать точно: бодрыми. Сейчас я думаю о том, что если бы детство не прошло так, как оно прошло, то, вероятно, и музыка бы сейчас нами игралась другая. Наше детство - это постоянная скорость, постоянное движение: у Светки - крыши в Питере, у меня - колымские дороги. К сожалению, кукол в детстве не было...

- К сожалению? А паровозики были?

Д.А.: - Ну-у, и какие! Паровозики были и шпаги.

С.С.: - Я в доктора играла. Это была единственная любимая игра. В детстве я дружила исключительно с парнями. Когда подросла, играла с ними в футбол и в "стрелки". Одна команда преследует другую, та, которая убегает, рисует стрелки.

Все хором: - У нас это "казаки-разбойники" называется! Да, "казаки-разбойники"! Точно!

С.С.: - Детство... Какое-то странное у меня было детство... Не люблю о нем вспоминать, да и вспоминать особо нечего. У меня такое ощущение, что жизнь началась только тогда, когда я познакомилась с Динкой.

Д.А.: - Детство началось.

С.С.: - Да, началось детство.

- Свет, ты где на скрипке играть училась?

С.С.: - В музыкальной школе N 12 Дзержинского района, город Ленинград, тогда еще Ленинград.

КАПЛЯ ДЕГТЯ В БОЧКЕ МЕДА

- Ваш первый альбом называется "Капля дегтя в бочке меда". А что для вас является каплей дегтя в реальной жизни?

Д.А.: - Это все-таки больше относится к тому времени, когда был записан альбом, пару лет назад. Дело в том, что еще год назад мы были совершенно в иных условиях - нас никто не крутил, о нас не писали. Но мы пели так же, как и сейчас. Сложное это было время, приходилось постоянно преодолевать стену молчания: некоего вакуума между тобой и миром.

С.С.: - Это такое тягостное ожидание, когда непонятно: вырулит - не вырулит, будет все это предано огласке или не будет, придется крутиться в маленькой аудитории или все-таки тебя вынесет в океан, в море. С этим и связано это напряжение; эта капля дегтя в бочке меда - неопределенность...

Д.А.: - Попытка преодолеть, опять же повторяю, вакуум между песнями и их реальным воплощением в жизни.

С.С.: - А что ты называешь реальным воплощением в жизни?

Д.А.: - Когда ты пишешь и заведомо знаешь, что твое творчество достойно признания, а у тебя в силу каких-то причин не получается, возникает брешь между тобой - творцом - и миром, который тебя не принимает или принимает не так, как тебе хочется. Я не верю тем людям, которые говорят: мы пишем и поем сами для себя и нам абсолютно пофигу, воспринимают нас или нет... Ведь это просто слова. Каждый человек, который творит, хочет признания. Преодоление этого состояния и есть реальное воплощение творчества в жизни. Мне кажется, на сегодняшний день мы этого достигли.

РУБЕЖ

- Изменилась ли энергетика зала после выхода последнего альбома?

Д.А.: - Раньше аудитория была очень закрепощена. А сейчас люди на наших концертах не стесняются выражать свои эмоции. Это очень важно, потому что мы любим естественность, если только она не оборачивается бестактностью.

С.С.: - Мне кажется, что реакция зала была вялой только потому, что народ приходил и вникал. Он хотел разобрать слова, послушать музыку. Это было внове. По-моему, первое прослушивание "Снайперов" всегда является хоть маленьким, но шоком. А сейчас наши песни уже на слуху, люди знают мелодию, тексты, им не надо напряженно слушать, вникать в них. Они могут просто радоваться этим песням, спокойно выплескивать свои эмоции.

- А как изменился ритм жизни?

Д.А.: - Сейчас у нас начинается еще более жаркая пора, гастрольный тур: будет очень много концертов, но не в Москве, не в Питере... Страна состоит не только из своих столиц.

- Кстати по поводу городов. Не собираетесь ли вы перебираться в Москву? Чем для вас отличаются эти города?

Д.А.: - Мы питерская команда и в Москву переезжать не собираемся. Вот у Светки, например, дом находится в Питере. Да и перебираться в Москву особо незачем, потому что дорога сюда занимает всего лишь восемь часов - за это время можно хорошо выспаться, открываешь глаза - другая столица.

- Во время концерта на "Нашем радио" вы говорили, что ищете в Москве себе место для репетиций...

Д.А.: - Да, но это было, вероятно, в тот момент, когда мы здесь очень основательно жили. Месяц до выхода альбома, до марта.

- Не хотите ли вы вспомнить старое время, устроить какой-нибудь необычный концерт, например акустический?

Д.А.: - Безусловно. Мы, повторяю, абсолютно не отказываемся от акустики, просто сейчас мы ее несколько заморозили, что связано исключительно с тем, что очень сложно растить сразу двоих детей. Когда один ребенок уже взрослый и встал на ноги, нужно поднимать второго. Акустика никуда не делась, мы не забываем песен.

- Вы по природе бунтари, могли бы защищать какую-либо идею до конца?

С.С.: - Да.

Д.А.: - Этим мы и занимаемся.

- Снайперизм защищаете?

Д.А.: - Да. Мы не заканчиваемся как снайперы, когда сходим со сцены.

- Это стиль жизни?

Д.А.: - Безусловно.

Ирина ХОМЕНКО. НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ. // Знамя (Калуга).- 13.03.2003.- 036-037

Источник: Знамя