В гримерке поражал сапог, сиротливо примостившийся на батарее. Группа
"Ночные снайперы" ютилась в комнатушке размером со стандартную совковую
кухню (метр на полтора), заваленную грудой старой обуви и тряпьем. Диана,
по своей привычке, задумчиво ела медиатор, Светлана, по-воробьиному
нахохлившись, назначала время интервью. От встреч с журналистами они
никогда не отказываются (более того, Диана как филолог вносит в написание
интервью довольно ощутимую лепту). С фанатами и поклонниками общаются
охотно и на равных. На многие вопросы и предложения отвечают:
"Запросто".
Они образовались более семи лет назад на векторе, который соединяет
Магадан и Питер. Ночной прохожий Магадана подарил им название. До
недавнего времени они были акустической группой. После клипа "Тридцать
первая весна" количество их поклонников стало увеличиваться в
геометрической прогрессии. Большинство фанаток - девушки, студентки
гуманитарных и медицинских вузов. Последнее неудивительно, поскольку
солистка - филолог, а скрипачка - педиатр. Половину почитателей они знают
в лицо. Мечта Светланы - Япония, Дианы - музей Маяковского. Вот,
собственно, вкратце и все сведения, которые можно было почерпнуть со
страниц периодических изданий. Некоторые вызывали интерес, а некоторые уже
набили оскомину. Да и вообще, лучше всего человек раскрывается в
искусстве: в том, которое создает, и в том, которое потребляет. Создания и
предпочтения созидателя говорят лучше него самого. Только творения - сами
за себя, а на пристрастиях стоит остановиться подробнее.
- В клипе "Кошка" использованы кадры фильма "Люди-кошки" сороковых
годов. Чей это замысел и связан ли он как-то с вашими пристрастиями в
кинематографе?
Диана Арбенина: - Замысел был общим. Когда мы стали обсуждать сценарий
клипа с нашим режиссером Павлом Руминовым, то сошлись на том, что все мы
очень любим черно-белое кино, а для клипа "Кошки" как нельзя лучше
подходит фильм Жака Турне "Люди-кошки", снятый в 1943 году. Оказалось, что
наши вкусы совпадают. Очень хорошо, что не пришлось спорить по этому
поводу.
- Какой из увиденных в последнее время фильмов впечатлил вас более
всего?
Светлана Сурганова: - Давно это было... Мы
смотрели Кислевского "Декалог".
Д. А.: - И "Дневник его жены" - последний фильм, который мы смотрели в
Питере. В нем убивает последняя фраза: "А потом я умерла". Типичный пример
того, как люди совершенно четко знают, что они хотят снять, до мелочей, до
деталей. И последняя фраза ставит точку, будто бы подпись автора.
- Может показаться, что строчка "Иван Бунин ходит в кино, по бедрам
подруги пишет рассказы" иллюстрирует некоторые моменты этого фильма, хотя
песня была написана раньше, чем картина вышла на экраны.
Д. А.: - Со мной часто такое бывает: я сначала что-нибудь напишу, а
потом увижу...
С. С.: - ...Или потом это случится.
Д. А.: - Если продолжить разговор о кинематографе: как-то у нас со
Светкой был опыт хождения в московский кинотеатр. Мы играли в клубе
"Манхэттен-экспресс", концерт был очень поздно, полвторого ночи, а потом
мы решили сходить в кино. Смотрели фильм "Чего хотят женщины" с Мэлом
Гибсоном в главной роли. Это была прикольная экскурсия в кино, потому что
в плане синематографа Москва дает фору всем городам России. В Москве это
своеобразный экшн, акция - сходить в кино, - начиная от попкорна, которым
люди обсыпают друг друга... Мне кажется, москвичам совершенно все равно,
что смотреть, они просто идут в кино...
- А если говорить об искусстве в целом: о музыке, о литературе?..
Д. А.: - Что касается литературы, то сейчас я намного меньше читаю, нет
времени, к сожалению. Последнее - Мураками "Слушая песнь ветра".
- Вы считаете, что родились в свое время или, может быть, хотели бы
жить в какую-нибудь другую эпоху?
С.С.: - Мы размышляли над этим вопросом вчера, думали, в какой стране и
в какое время хотели бы жить. Я ответила, что это Испания времен Лопе де
Вега. Сегодня я, наверное, отвечу так же.
Д. А.: - Сегодня - Греция почему-то. Резко.
- В Интернете вы сказали, что очень цинично относитесь к стихосложению.
Что вы имели в виду?
(В баре начинают молоть кофе. Очень громко. Диана: "Интересно, это они
специально?.. Подождем, пока они закончат". Мы на минуту прерываемся).
Д. А.: - Что касается стихосложения, я мгновенно распознаю графоманство
(этакое юношеское писательство). Талантливой рифмой меня тоже не изумить.
У меня слишком высокая планка, а может, я чересчур серьезно отношусь к
вопросу дактилей, ямбов и хореев. Однако если меня что-то цепануло - не
скрываю. И, как правило, это остается надолго.
- Ваше желание посетить музей Маяковского связано с тем, что вот-таки
цепануло?
Д.А.: - Это связано с тем, что я очень люблю Маяковского. Мне кажется,
что он был абсолютно одиноким человеком - таким большим и таким ненужным.
Его мало кто понимал при жизни. Мне хотелось бы впитать атмосферу, в
которой он жил. Но в музее мы, к сожалению, так и не побывали до сих
пор.
- А что нравится из поэтической классики?
Д.А.: - Вы имеете в виду какое время?
- В целом. Что оставило самый глубокий след?
Д.А.: - Из классики... Бродский, пожалуй. Но это уже неоклассика. Что
касается классического понятия поэзии - Пушкин.
- Вы говорили про любовь к Булгакову. А он вам наиболее близок своими
мистическими произведениями ("Мастер и Маргарита") или социальными?
"Снайперы": - Булгаков близок нам как Мастер.
Д.А.: - А то, что он мастер, - безусловно. Мне кажется, эпизод, с
которого начинается "Мастер и Маргарита", о том, что было жарко и герои
пили теплую абрикосовую воду, которая абсолютно не утоляла жажду, потом
они начали икать, - это ничуть не менее мастерски, чем вся сага про Понтия
Пилата.
Но оставлять в стороне творения самих "Снайперов" тоже не стоит. Любое
произведение искусства - это частичка судьбы художника. Попытка
спроецировать названия альбомов на реальную жизнь музыкантов может
оказаться удачной.
ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ
- Если уж один из ваших альбомов носит название "Детский лепет", может,
расскажете про свое детство? Какими вы были детьми?
Д.А.: - Одно могу сказать точно: бодрыми. Сейчас я думаю о том, что
если бы детство не прошло так, как оно прошло, то, вероятно, и музыка бы
сейчас нами игралась другая. Наше детство - это постоянная скорость,
постоянное движение: у Светки - крыши в Питере, у меня - колымские дороги.
К сожалению, кукол в детстве не было...
- К сожалению? А паровозики были?
Д.А.: - Ну-у, и какие! Паровозики были и шпаги.
С.С.: - Я в доктора играла. Это была единственная любимая игра. В
детстве я дружила исключительно с парнями. Когда подросла, играла с ними в
футбол и в "стрелки". Одна команда преследует другую, та, которая убегает,
рисует стрелки.
Все хором: - У нас это "казаки-разбойники" называется! Да,
"казаки-разбойники"! Точно!
С.С.: - Детство... Какое-то странное у меня было детство... Не люблю о
нем вспоминать, да и вспоминать особо нечего. У меня такое ощущение, что
жизнь началась только тогда, когда я познакомилась с Динкой.
Д.А.: - Детство началось.
С.С.: - Да, началось детство.
- Свет, ты где на скрипке играть училась?
С.С.: - В музыкальной школе N 12 Дзержинского района, город Ленинград,
тогда еще Ленинград.
КАПЛЯ ДЕГТЯ В БОЧКЕ МЕДА
- Ваш первый альбом называется "Капля дегтя в бочке меда". А что для
вас является каплей дегтя в реальной жизни?
Д.А.: - Это все-таки больше относится к тому времени, когда был записан
альбом, пару лет назад. Дело в том, что еще год назад мы были совершенно в
иных условиях - нас никто не крутил, о нас не писали. Но мы пели так же,
как и сейчас. Сложное это было время, приходилось постоянно преодолевать
стену молчания: некоего вакуума между тобой и миром.
С.С.: - Это такое тягостное ожидание, когда непонятно: вырулит - не
вырулит, будет все это предано огласке или не будет, придется крутиться в
маленькой аудитории или все-таки тебя вынесет в океан, в море. С этим и
связано это напряжение; эта капля дегтя в бочке меда -
неопределенность...
Д.А.: - Попытка преодолеть, опять же повторяю, вакуум между песнями и
их реальным воплощением в жизни.
С.С.: - А что ты называешь реальным воплощением в жизни?
Д.А.: - Когда ты пишешь и заведомо знаешь, что твое творчество достойно
признания, а у тебя в силу каких-то причин не получается, возникает брешь
между тобой - творцом - и миром, который тебя не принимает или принимает
не так, как тебе хочется. Я не верю тем людям, которые говорят: мы пишем и
поем сами для себя и нам абсолютно пофигу, воспринимают нас или нет...
Ведь это просто слова. Каждый человек, который творит, хочет признания.
Преодоление этого состояния и есть реальное воплощение творчества в жизни.
Мне кажется, на сегодняшний день мы этого достигли.
РУБЕЖ
- Изменилась ли энергетика зала после выхода последнего альбома?
Д.А.: - Раньше аудитория была очень закрепощена. А сейчас люди на наших
концертах не стесняются выражать свои эмоции. Это очень важно, потому что
мы любим естественность, если только она не оборачивается
бестактностью.
С.С.: - Мне кажется, что реакция зала была вялой только потому, что
народ приходил и вникал. Он хотел разобрать слова, послушать музыку. Это
было внове. По-моему, первое прослушивание "Снайперов" всегда является
хоть маленьким, но шоком. А сейчас наши песни уже на слуху, люди знают
мелодию, тексты, им не надо напряженно слушать, вникать в них. Они могут
просто радоваться этим песням, спокойно выплескивать свои эмоции.
- А как изменился ритм жизни?
Д.А.: - Сейчас у нас начинается еще более жаркая пора, гастрольный тур:
будет очень много концертов, но не в Москве, не в Питере... Страна состоит
не только из своих столиц.
- Кстати по поводу городов. Не собираетесь ли вы перебираться в Москву?
Чем для вас отличаются эти города?
Д.А.: - Мы питерская команда и в Москву переезжать не собираемся. Вот у
Светки, например, дом находится в Питере. Да и перебираться в Москву особо
незачем, потому что дорога сюда занимает всего лишь восемь часов - за это
время можно хорошо выспаться, открываешь глаза - другая столица.
- Во время концерта на "Нашем радио" вы говорили, что ищете в Москве
себе место для репетиций...
Д.А.: - Да, но это было, вероятно, в тот момент, когда мы здесь очень
основательно жили. Месяц до выхода альбома, до марта.
- Не хотите ли вы вспомнить старое время, устроить какой-нибудь
необычный концерт, например акустический?
Д.А.: - Безусловно. Мы, повторяю, абсолютно не отказываемся от
акустики, просто сейчас мы ее несколько заморозили, что связано
исключительно с тем, что очень сложно растить сразу двоих детей. Когда
один ребенок уже взрослый и встал на ноги, нужно поднимать второго.
Акустика никуда не делась, мы не забываем песен.
- Вы по природе бунтари, могли бы защищать какую-либо идею до
конца?
С.С.: - Да.
Д.А.: - Этим мы и занимаемся.
- Снайперизм защищаете?
Д.А.: - Да. Мы не заканчиваемся как снайперы, когда сходим со
сцены.
- Это стиль жизни?
Д.А.: - Безусловно.
Ирина ХОМЕНКО. НОЧНЫЕ
СНАЙПЕРЫ. // Знамя (Калуга).- 13.03.2003.- 036-037
|