надо правильно выбирать синглы
18 марта состоялось пресс-прослушивание Нового! Важного! Долгожданного! - альбома Земфиры. Дегустация для специалистов: чтобы мы, специалисты, прослушали и сообщили вам, простые смертные, от чего вам предстоит тащиться в ближайшее время. Чтобы раздразнить ваше воображение. Чтобы наполнить ваши сердца завистью.
Вот в этот день я и почувствовала, что занимаюсь не своим делом: кривить губы с пресыщенным видом мне не нравится, кивать понимающе - тоже, и ощущать себя объектом манипуляции со стороны выпускающего лейбла, будь он хоть сто раз мне симпатичен, я не хочу. Моя большая проблема - в том, что мне понравилось несколько песен с этого альбома. Вполне человеческие эмоции, непростительные в нашей злобной индустрии.
Разумеется, с одного прослушивания, да еще в толпе коллег, чинно сидящих рядом на стульчиках, сложив лапки, да еще в прокуреном клубе, в любой новый материал въехать сложно. И тем не менее, несколько вещей с него привлекают внимание сразу. Правда, до них еще надо дожить, а это довольно непростая задача...
Альбом аккуратно "порезан" на 2 смысловые части: медленная, в духе Massive Attack, под сплошное размытое "ла-ла-ла" или "на-на-на", успокаивает бдительность, вторая - мобилизует.
"Infinity", которую прочат в следующие синглы, первую часть не "держит". Зато в центре ее пульсирует, словно больной зуб, выпущенный в конце прошлого года в виде сингла "Трафик". Увы, аранжировка песни не претерпела изменений, а потому песня по-прежнему вызывает стойкое ощущение, что 14 недель работы обернулись для группы изучением классики - "Kashmir" группы Led Zeppelin.
Однако именно первая часть альбома доказывает: Земфира в очередной раз изменилась. Многие вещи, которые раньше были неплохи, стали превосходны (почти все аранжировки, некоторые тексты), в то время как традиционно сильная у Земфиры мелодика отошла на второй план. Использование удачных образов ("Мы пришьем друг другу крылья"), телеграфный стиль - остались прежними.
Часто песня "решается" нарочито просто именно для того, чтобы подчеркнуть ее незатейливость, некоторую необязательность: скупые аранжировки с легкими клавишными ("Мачо") и размеренное качание ("Сказки") постепенно затягивают, невнятица гипнотизирует ("Я убиваю время - время убивает меня, я сочиняю песню - песня сочиняет меня": "я вижу то, что ем, я ем то, что вижу"). Однако внутреннее напряжение нарастает - и ровно на середине альбома (прямо посередине песни) наступает перелом.
Бодрый бит "Р", который не удается полностью "убить" концовкой а-ля музыкальная шкатулка, выстраивает ритм, подготавливая восприятие слушателя для самой удачной и красивой песни альбома.
Таковой по праву можно считать "Главную". Она повествует действительно о главном для Земфиры - о творчестве и любви:
"Главное - я еще чую, главное - я еще помню,
Жалко, что не рисую,- мне бы хотелось
Рисовать твои руки, читать твои мысли,
Не думать о звуках, не помнить о числах..."
Не без легкой шпильки ("Обо мне узнаешь из газет - учти, они привирают"), довольно неровная, но очень, очень красивая и по-настоящему хитовая вещь.
Драйв - определяющее понятие для всей второй части. Здесь (по симметрии с первой) тоже есть попытка сменить ритм - немного снимает напряжение безыскусная романтическая баллада "Web", живописующая быт и грезы существ, ненавидимых и презираемых всеми нормальными пользователями Интернета: юную жительницу чатов и сайтов знакомств.
"Девочка, живущая в Сети, живущая за всех на последнем этаже", несомненно, будет пользоваться популярностью у юношества, но этот факт в очередной раз вгоняет меня в философскую печаль, поскольку я осознаю, что воспевать этот подвид юзеров может только человек, так и не научившийся дружить с Интернетом и пользоваться им.
Уверенной рукой ведя альбом к финалу, группа приземлилась на песню-"Ощущение" с подложкой из мягкого lounge. Завершающую композицию "Мечтай" прессе послушать не дали, однако впечатлений и так хватило. Хватит и вам.
Немного фактуры: на сегодняшний день в составе группы играют:
Сергей Миролюбов - клавиши
Вадим Соловьев - гитара
Ринат Ахмадиев - бас-гитара
Игорь ДжавадЗаде - ударные.
Начало записи пришлось на смену состава: Земфира разогнала группу и начала записываться с музыкантами
Мумий Тролля - Цалером и Пунгой. Через некоторое время состав поменялся наполовину: барабанщик и клавишник остались от старого состава. Возможно, и этот состав - не окончательный: как минимум, постоянный аранжировщик уровня
Андрея Самсонова группе не помешал бы. Однако сейчас - нынешним составом - задача решена, и решена хорошо. Осталось откатать новые вещи в очередном туре - и все опять вспомнят прежнюю любовь.
Сама Земфира называет свою новую работу "не нервной" и "полной достоинства", стремится оставить в конце непременное многоточие. Возможно, так приходит зрелость. А может быть, это - затишье перед бурей, кто знает?..
18.03.2002, Соня СОКОЛОВА ( ЗВУКИ РУ )
|