"Ночная снайперша" Диана Арбенина в короткое время стала фактом
культурной жизни. Благодаря этой песне про "монгольские скулы". Когда
радио гоняет в FМ-диапазоне эту песню, мурашки бегут по коже. "Ты дарила
мне розы. Розы пахли полынью". Может, она лесбиянка? Это сейчас модно. Но
то ли от слов, которые подспудно бередят генетические корни нашей общей
национальной судьбы, то ли от голоса, немного хриплого, рвущегося,
несделанного, веришь, что ей больно, и веришь, когда ей хорошо.
Досье: Группа "Ночные снайперы" существует уже 9 лет. В августе 1993
года Диана Арбенина приехала на каникулы в Питер из Магадана и, оказавшись
в гостях у Светы Сургановой, устроила импровизированный концерт под
гитару. Хозяйка достала из-под кровати запылившуюся скрипку, и девушки
начали колдовать над аранжировками к своим песням. А через неделю уже дали
первый настоящий концерт. Кочуя с выступлениями по стране, "НС" без всякой
рекламы и поддержки богатых спонсоров добились популярности. В 2001 году
"НС" отправились завоевывать столицу. Их быстро заметили - компания "Real
Records" заключила с группой контракт и выпустила их альбом "Рубеж". Потом
были альбом "Максидром", участие в фестивале "Нашествие". В начале 2003
года Сурганова покинула группу, и новый альбом "Цунами" Арбенина сочиняла уже одна.
О том, что "снайперши" расстаются, слухи ходили еще с осени прошлого
года. Говорили, что у Дианы Арбениной началась легкая звездная болезнь, а
у Светы Сургановой проблемы с голосом. "Контрольный выстрел в затылок"
Сургановой был сделан 20 декабря прямо на концерте. Публике объявили, что
Сурганова по собственной инициативе
покидает коллектив.
Поговаривают, что "Real Records", "отработав" Земфиру, сняв с нее все
сливки, решил найти ей замену, тем более что наркоманистый вид певицы
начал надоедать публике, да и сама она давно уже не выдает ничего
оригинального, бесконечно повторяя себя. А Арбенина -то, что надо.
Энергетика из нее прет бешеная, а если еще андеграундную акустику "НС"
заменить мощным электричеством, то Диана - это просто Клондайк. Скрипочка
Светы в новый проект ну никак не вписывалась.
- Ты выросла в Магадане. А потом променяла его на Питер. Не чувствовала
себя "лимитой"?
- Я встретила таких же, как сама. Не слишком столичных. Магадан просто
стал мал для меня. Мама сказала: "Уедешь через мой труп". И тут отец встал
на мою сторону. Мама сдалась, и я уехала. Поступила в Питерский
университет, откуда меня два раза вытуривали. Мне кажется, что у каждого
человека есть определенный период времени, когда ему суждено и дано
учиться. А дальше - ну все, не лезет в тебя никакая учеба. Я просто
чувствовала свою вину перед мамой, и мой диплом был ей подарком.
- За короткий срок вы штурмом берете столицу и устраиваете Земфире
"солнечное затмение"...
- Мы уже были готовы к появлению в Москве, и она была готова к нашему
появлению. Первым эфиром в столице был эфир с Кириллом Кальяном на
"Дарьял-ТВ". Он нас очень приободрил. Затем Михаил Козырев поставил в
ротацию "31-ю весну". Так нас стала узнавать страна. Летом 2000-го мы
записали в питерской студии "Добролет" альбом "Рубеж" и предложили его
ряду звуковыпускающих компании, в том числе и "Real Records". Альбом их,
видимо, зацепил, и мы стали сотрудничать.
Арбенина почему-то не захотела называть имя продюсера Александра
Пономарева. Именно он, увидев выступление "НС" в одном из клубов, решил,
что из снайперов можно сделать группу N1 на отечественной рок-сцене. Это
он довольно долго и мучительно пробивал "НС" в "Real Records". В
результате было подписано соглашение, которое устроило все три стороны:
рекорд-лейбл, группу и Пономарева как продюсера.
- Снайперы, да еще ночные - ты что, милитаристка?
- Меня всегда привлекало оружие. Ведь даже имя у меня военное, в
древнегреческой мифологии Диана - богиня охоты. Я с детства любила
активные игры - в индейцев, в войну, бегала на лыжах, стреляла из
винтовки. Ну что могут предложить девочки? Куклы какие-нибудь. А мне
нравились Пеппи Длинный Чулок, Карлсон, и чтобы на крышу можно было
залезть.
- Я знаю, что в твоей жизни был случай, когда ты стреляла в человека.
Что тебя может так взбесить, чтобы ты нажала на курок?
- Подлость. И еще меня просто убивает, когда человек непроходим и
ничего не осознает. Я не метилась в человека, я в воздух стреляла - чтобы
он очнулся.
- Ревность для тебя не повод открыть огонь?
- Уже нет. За последнее время в моем сознании произошли большие
перемены. Я разочаровалась в любимом человеке. Я его очень ревновала. 8
лет прожила с ревностью - и устала от этого чувства. Она вообще
бесполезна. Ведь если человек не твой, он все равно уйдет. Ревнуй - не
ревнуй, держи - не держи. И хорошо, что та история закончилась. Такое
ощущение, как будто что-то умерло во мне. Тяжело взрослеть... Теперь я не
трачу себя на пустые эмоции. Я бы никому уже не смогла сказать "ты мой".
Точно так же никто не имеет на меня никаких прав.
- Ты не производишь впечатление девушки, о которой надо заботиться.
Опекают беспомощных, нежных и слабых, а ты все время в брюках ходишь, в
кожаной куртке, как пацан.
- Внешний вид ни о чем не говорит. Если тебя по-настоящему любят, то
сумеют сквозь толщу внешних прикидов увидеть истинную сущность. Я бываю
разная. В моем гардеробе есть и элегантные вещи тоже. Например, вечернее
платье - черное обтягивающее, с голой спиной и декольте, жутко дорогое. В
нем я была на балу в Монте-Карло по случаю автопробега Москва-Монте-Карло.
Мы с моим другом на джипе-тайота пришли шестыми. Если учесть, что всего
было 32 машины, то это неплохой результат. И хотя я прыгаю с парашютом,
летаю на реактивном самолете, ношусь на мотоцикле, близкие все равно зовут
меня "воробышком"...
- Какой-то "экстремальный воробышек" получается...
- Тем более надо заботиться обо мне. Мало ли куда меня занесет. Что
поделать, если я всегда стремлюсь к тому состоянию, когда снимаются все
ограничения для сознания. Когда прыгаешь с парашютом, то как бы прорезаешь
время сверху. Ты реально ощущаешь сопротивление воздуха и секунд. И
начинаешь воспринимать время как нечто материальное, что можно
почувствовать. У парашютистов есть такая фишка - во время прыжка надо
постоянно напряженно улыбаться, иначе несущиеся потоки воздуха будут
теребить и трясти щеки, что не очень эстетично. Когда открывается купол и
тебя вздергивает наверх, ты замираешь в полной невесомости - и уже не
зависишь ни от неба, ни от земли. Парашютисты специально долго парят,
чтобы насладиться эйфорией полета, и открывают парашют на предельно низкой
высоте, забывая о риске разбиться, что нередко приводит к несчастным
случаям. Я их понимаю - не хочется открывать парашют, хочется просто
лететь самому. Там, в небе, не чувствуешь, что ты несешься вниз, падение
происходит очень плавно. Мысли исчезают, будничный мусор выветривается из
головы, и ты просто наслаждаешься каждым мигом.
- Ты не устаешь от сумасшедшего ритма жизни? Неужели не хочется иметь
свою квартиру, семью, детей?
- Хочется, конечно. Но все зависит от того, какую цель человек ставит
перед собой и что для него самое главное. Для меня это не квартира, а
музыка. У меня был дом в Питере, но в прошлом году мне дали понять, что я
в нем стала лишней. И я была вынуждена уйти. Пока что мотаюсь между
Питером и Москвой. Живу у друзей. Но я уверена, что все появится. В моей
жизни еще не было такого, чтобы я не достигала своей цели. И дети будут...
года через два. Сначала мальчик -этакий Гарри Потер, потом девочка - Пеппи
Длинный Чулок.
- Скоро Женский день. Мне рассказывали, что твои поклонники дарят тебе
на праздники оружие, а один японский буржуй на 8 Марта вручил тебе
настоящую боевую ракету.
- Настоящие поклонники всегда дарят цветы. Но встречаются и чудики.
Однажды после концерта ко мне подошел человек, бросил на стол пистолет и
сказал: "Застрелите меня, пожалуйста". Нет, он не был пьяный, просто ему
понравились песни, и он таким образом решил сделать мне комплимент. А в
другой раз ко мне подошел парень, показал наручники и заявил: "Я сейчас
себя прикую к стулу". "Зачем? " - спрашиваю. Оказывается, вот так его
проперло от концерта. Он подарил мне наручники и исчез. Смешные
люди...
- А бутылки из зала, как на концерте в Анадыре, больше не бросают?
- Пару следующих концертов я все ждала, когда что-то бросят из зала, и
была готова увернуться. Я постоянно начеку, но мне не страшно. Тот, кто
кидал, снайперски метился, потому что точно попал в стойку. Осколки всю
меня порезали, рубашку залило кровью. Пацаны сразу испугались, прекратили
играть. Я обернулась к ним и кричу: "Продолжайте". И мы сыграли все, что
наметили, а когда исполняли "Столицу", весь зал подпевал мне. Я чуть не
разревелась, так меня разобрало.
- Тебя бы еще больше разобрало, если б ты узнала, что от твоих "Роз"
балдеет не только молодежь, но даже домохозяйки и бизнесменши. Саша
Васильев, лидер группы "Сплин", в восторге заявил, что "Розы" - это вообще
Вертинский XXI века! Как тебя осенило ее написать?
- Предыстории как таковой не существует. Просто у меня было клевое
настроение, и я написала такую вот песенку-флирт.
А вот и неправда. Когда-то, когда еще продюсеры не лепили из Дианы
"Новую Земфиру", певица рассказывала, что "про розы" написала после того,
как увидела девчушку лет двенадцати, скуластенькую, в старых джинсах,
прорвавшуюся на концерте сквозь омоновский заслон к сцене с огромным
букетом темных роз. Подойти близко, чтобы отдать их в руки кумиру, сил у
нее все же не хватило. И тогда она изо всех сил размахнулась и добросила
цветы. Букет упал у ног Дианы. Поэтому-то и слова: "Ты дарила мне
розы".
- Правда, что перед концертом ты пьешь пиво для подогрева голоса?
- Пиво ни в коем случае нельзя - садит связки по-страшному. У меня и
без простуды иногда случается тотальная потеря голоса. Раньше любила пиво
"Балтика", но теперь боюсь пополнеть.
- Расскажи о твоем самом глупом поступке.
- Был однажды идиотский случай в Израиле. Гуляю я с девчонками в центре
Тель-Авива по площади. И вдруг не знаю, что на меня нашло - может, солнце
напекло, - я взяла и заорала идущему навстречу мне израильтянину-еврею
"Аллах акбар". Тот уставился на меня, и я по его решительному взгляду
поняла, что он меня сейчас грохнет. Дело в том, что арабские террористы,
прежде чем стрелять, всегда кричат "Аллах акбар". Хорошо, что девчонки
вовремя схватили меня под руки и увели быстро.
Федя СОКОЛОВ "ТРЕБУЮТСЯ
РВАНЫЕ ДЖИНСЫ И МОНГОЛЬСКИЕ СКУЛЫ...". // Стрингер (Москва).-
11.03.2003.- 004.- C.22
|