" ?>" ?>">
|
|||
|
|
|
Ирина Карпинос«Киевлянка из темных аллей жизни Бунина» |
|
130-летие со дня рождения писателя Ивана Алексеевича Бунина (22 октября 2000 года) прошло незаметно. Ни одна солидная газета не удосужилась посвятить этому событию свои полосы. Тщетно листала я "Литературку" и "Русскую мысль" - нынче они больше о политике пекутся. В "Литературке", разве что, промелькнула заметка о презентации новой книги Михаила Рощина в серии ЖЗЛ. Произведение называется "Князь. Книга об Иване Бунине, русском писателе". Уважаемый Михаил Рощин, видимо, уже перешел из творческой зрелости в творческую немощность. Иначе чем можно объяснить, что всем известный день рождения любимого писателя он изменил до неузнаваемости? Напоминаю, что Бунин родился 22 (10 ст. ст.) октября 1870-го года. Рощин увековечивает в серии "Жизнь замечательных людей" какую-то дикую дату: 10 ноября (23 октября ст. ст.). И вся книга написана приблизительно с той же достоверностью и литературным блеском. Не говоря уже о таких мелочах как омоложение Галины Кузнецовой на два года и полная потеря ориентации в хронологии бунинской жизни... Сейчас, когда фильм "Дневник его жены" шествует по Международным кинофестивалям, нет нужды объяснять от печки, кто такая Галина Кузнецова. Всем уже известно, что она - последняя любовь Бунина. Тем не менее, далеко не всем известно, что Галина Николаевна Кузнецова родилась 10 декабря (27 ноября ст. ст.) 1900 года в городе Киеве и детство ее прошло на Печерске, где она и окончила Первую женскую гимназию Плетневой в 1918 году. И только потом были Константинополь, Прага, Париж и знакомство с Буниным. Молодая поэтесса печаталась в "Современных записках" и была вхожа в литературный круг эмигрантов из России. При ней находился муж-киевлянин, бывший юрист, по необходимости ставший парижским таксистом. 25-летняя Галина и 55-летний Бунин встретились в тот момент, когда испытывали, каждый по-своему, полное крушение иллюзий. Он не мог писать, нестерпимо тосковал по России и подсознательно надеялся на встряску, которая сможет вернуть ему вкус жизни и творчества. Она чувствовала себя незащищенной, беспомощной, никому не нужной, кроме какого-то случайного мужа. Их вторая встреча на юге Франции решила все. Муж Кузнецовой вернулся в Париж в одиночестве, а Бунин после года размышлений предложил Галине жить вместе с ним и его женой Верой Муромцевой в Грассе на вилле "Бельведер"... в качестве секретаря, ученицы и приемной дочери. В этой истории поразительно то, что Вера Николаевна, сначала сетовавшая, что Ян на старости лет сошел с ума, постепенно позволила себя убедить в полной невинности отношений учителя и ученицы. В "Бельведере" всегда было полно людей. Берберова с Ходасевичем, Мережковский с Гиппиус с болезненным удовольствием обсуждали щекотливую ситуацию, злословя по поводу наивности Веры Николаевны. Была ли она так уж наивна? Скорее, хотела казаться такой, чтобы не потерять обожаемого мужа, друзей и остатки самоуважения. Впрочем, уравновешивать этот неравнобедренный треугольник через два года с радостью согласился некто Леонид Зуров, литератор, приглашенный в ноябре 1929-го в Грасс погостить. Так случилось, что загостился он в семье Буниных на 20 лет. Вера Николаевна опекала его, как собственного сына, что существенно отвлекало ее от крамольных мыслей. Жизнь в "Бельведере" протекала весьма однообразно. Молодые Зуров и Кузнецова тосковали от недостатка развлечений, но во всем покорялись воле Князя, который их кормил-поил и учил тому, чему научить невозможно. Бунин разгонял всех домочадцев по "кельям" и заставлял работать, убеждая, что литературное мастерство достигается путем отречения от внешней жизни. Конечно, в этом было большое лукавство, если не сказать коварство. Иван Алексеевич не только не отрекался от жизни, а высасывал из нее самые глубинные соки. Молодая, полностью принадлежавшая ему женщина подпитывала страстную голодную натуру Князя изо дня в день, из года в год... Потом эти соки, перебродив, превращались в поэзию и первоклассную прозу. Но это у него. Ни Зуров, ни Кузнецова, ни Вера Николаевна, оставившие после себя тома написанного, так и не смогли воспользоваться уроками Учителя. Читать их скучно и утомительно... Итак, Галина Кузнецова худо-бедно живет в доме Бунина. Она перепечатывает его рукописи, пишет кое-что свое и никого не пускает в тайну глубоко интимных отношений с Князем. Друзья-приятели Буниных говорят о ее застенчивости, особой женской податливости и очаровательной манере речи (Кузнецова слегка заикалась). Бунин не просто влюблен, он уже не мыслит своего существования без нее. Но бледная тень Веры Николаевны служит защитой от слишком яркого света. Без жены он тоже не может существовать. (Они обвенчались в Париже в 1922-м году, после 15-ти лет совместной жизни. Никто не мог предвидеть, что вскоре появится Галя). Проходит шесть лет "коммунной" жизни, и осенью 1933-го года "Бельведер" наполняется гостями, нахлынувшими с поздравлениями. Бунин получает Нобелевскую премию. Он едет в Стокгольм вместе с Верой Николаевной и Галей. 715 тысяч французских франков - таков нобелевский чек. Можно, наконец, зажить на полную катушку, выкупить "Бельведер", объездить весь мир! Но Иван Алексеевич помогает всем, кто просит и не просит, делает щедрые взносы в различные фонды в пользу обнищавших на чужбине литераторов, покупает шубы и драгоценности жене и Гале - в общем, ведет себя, как истинный Князь. Через два с половиной года от Нобелевской премии не остается ни шиша. Наступает полная нищета. Плюс толпы обозленных коллег, которым он, с их точки зрения, недодал. Дочь Александра Куприна Ксения, или Киса, как ее все называли, с большой обидой вспоминала, что Бунин выделил отцу и ей всего 5 тысяч франков. Мережковский до конца жизни не мог простить Бунину не доставшуюся ему самому Нобелевку. Да и в личной жизни у Князя все пошло кувырком. Именно после вручения премии, возвращаясь из Швеции во Францию, по дороге заболевает Галя. Ее оставляют подлечиться в Германии на попечении писателя Федора Степуна. Галя знакомится с его сестрой, оперной певицей Маргой. И тут происходит нечто невообразимое. Галя влюбляется в Маргу Степун так, как никогда не была влюблена в Бунина. Она возвращается в Грасс, а следом за ней приезжает Марга и тоже поселяется в "Бельведере". Так заканчиваются для Бунина 7 лет, окрашенных нежностью и покорностью Галины Кузнецовой. Теперь ее любовь принадлежит только Марге. Но жить им не на что, и Князь содержит противоестественно влюбленную парочку еще 8 лет. 15-летнее существование Гали на попечении семьи Буниных разделилось на две половины: до Марги и вместе с ней. Иван Алексеевич не мог понять и принять такую дикую измену. Марга, некрасивая, мужеподобная, давящая - и беззащитная заикающаяся Галя... Она всю жизнь хотела спрятаться за могучим мужским плечом и нашла это плечо у певицы-лесбиянки. Галина Кузнецова прожила с ней всю оставшуюся жизнь. Они покинули Грасс в 42-ом году, переехали в Германию, потом в Америку. Бунин так и не забыл несчастную Кузнецову... И вот во
время этого ада, когда они все еще продолжали жить под одной крышей, Князь
закрывался у себя в "фонаре" и писал сутками напролет. В 1937-ом году
из-под его пера стали появляться новеллы, которые он потом соберет в книгу
"Темные аллеи". Эта книга будет создаваться семь лет, в нее войдут 38
рассказов. О чем можно писать в состоянии жуткого стресса, невыносимой
обиды, усугубленных крайней бедностью и памятью о былом величии? Бунин
пишет о любви. Ему под 70 лет, а он пишет о чувственной, страстной,
сокрушительной любви. Его потом будут упрекать в излишнем эротизме
эмигрантские ценители. Что они понимали в литературе? В великой
литературе... Что они понимали в неистовой личности Бунина? Не ищите, в
этих 38 новеллах нигде нет и следа Галины Кузнецовой. Там рассыпаны образы
самых разных женщин, может быть, никогда не существовавших. Таня, Руся,
Генрих, Натали, Галя Ганская... Кто-то сказал, что любовь - это желание
касаться. Свое желание касаться в течение 15 лет забредшей к нему в душу и
в дом киевлянки он перенес на страницы совершенно колдовской книги. Эта
"Песнь песней" 20-го века способна принести такое наслаждение и такую
боль, как будто все происходит наяву лично с тобой... Впрочем, так
воспринимать "Темные аллеи" могут только те, с кем подобное действительно
случается. Несколько лет назад стоя в Сент-Женевьев-де-Буа у беспризорной,
у самого входа кладбища, могилы Бунина, я благодарила Бога за случавшиеся
со мной всю жизнь "темные аллеи" и за то, что могу положить цветы к
надгробию великого Мужчины и Художника. Иван Алексеевич Бунин, умерший в
нищете на чужбине, был счастливым человеком, несмотря на невероятно
трагическую судьбу. Так могут быть счастливы только небожители. Много лет
подряд говорил он возлюбленной ученице: в большой литературе аура
написанного и аура личности пишущего должны совпадать. Ей никогда не
удалось достичь такого совпадения. Напрасно она сбежала от своего Князя...
© Ирина Карпинос.
| |
Источник: Ирина Карпинос |