" ?>" ?>">
 

 



Светлана

«Дневник его жены»

Предыдущее

«Вы любите меня, я люблю его, он любит Галю, Галя
любит Маргу. Послушайте, просто какая-то опера».

Жена Бунина влюбленному в неё Гурову.

Режиссер: Алексей Учитель, в ролях: А. Смирнов, Г. Тюнина, О. Будина, Е. Миронов, Е. Морозова.

Интересный фильм, получивший несколько престижных премий. Говоря о нём, журналисты упоминают «шведскую» семью и лесбиянок, но не ищите здесь дешевой «клубнички». Жизнь с её страстями и непредвиденными поворотами гораздо труднее уложить в привычную схему.

Фильм снят по книге и сценарию талантливой Дуни Смирновой. К слову, я улыбнулась, когда в передаче «Антропология» на вопрос Диброва: «У вас жена Бунина — преданный, самоотверженный человек, но Берберова говорила о ней, как о «глупой курице». Дуня с пылом ответила: «Ну, тогда Берберова — просто сволочь».

Фильм о жене гения, о сложных любовных взаимоотношениях писателя, о жизни в эмиграции. Нобелевский лауреат привел в семью свою любовницу, молодую поэтессу, просто сказав жене, теперь Галя всегда будет жить с нами вместе.

Хотя ненависти и сильной ревности между женщинами не возникло. Скорее их тяготила двусмысленность, сплетни и пересуды вокруг.

— А как же Вера?

— А что ей остаётся делать, она жена гения.

— Но зачем это нужно Галине?

— Он большой писатель, очень обаятельный человек. Да и потом, на что бы она жила?

Неизвестно сколько бы это продолжалось, если бы в жизнь Гали не вошла Марга. Почему она ушла от великого писателя к женщине?

Марга со своей поступательной нежностью выгодно отличается от Бунина, который, сгребая лапищами хрупкую фигуру в объятия, подтверждает собственные слова: «В любви столько звериного, грубого, темного».

Да и некоторые сцены весьма показательны. Когда женщины вместе собираются покинуть дом, Бунин становится на колени перед Маргой и просит: «Оставьте мне Галину, я уже старый человек, а у вас всё впереди». Та отвечает: «Иван Алексеевич, Галина все-таки не вещь».

Или, Вера Николаевна начинает тонуть в море. Не умеющий плавать Гуров глупо мельтешит на берегу, Бунин упрекает жену в легкомыслии, одна Марга прыгает в воду и спасает утопающую.

Различна реакция на нетрадиционные отношения. Бунин: «Вера, как тебя не смущает, что Марга спит с Галей, это же противоестественно». Вера: «А мне Марга нравится: спокойная, разумная. Для Гали так гораздо лучше, всё-таки подобие семьи».

Есть в фильме эпизод, где герои выше собственных отношений к ситуации. Когда в оккупированном Париже становится опасно, Галя просит помощи у Бунина, а Вера уговаривает мужа разрешить женщинам пожить в Грассе: «Марга — еврейка, ей грозит лагерь. Куда деваться. Их надо пожалеть».

Этот фильм — для тех, кто любит серьёзное кино.

Если вас заинтересовали детали, предлагаем отрывок из интервью Ольги Будиной, сыгравшей Галю.

Как чувствовала себя Галина, когда в её жизнь вошла Марга?

— Галина — человек эмоции, чувства, природы, а Марга позволяла ей гулять на длинном поводке и делать всё, что заблагорассудится. Она была соломинкой, в которую Галина вцепилась, — она не могла больше находиться рядом с Буниным.

Но все-таки Галина ушла к женщине.

— Потому что она бисексуалка чистой воды! Анархистка! Галина всегда жила в противопоставлении обществу. Бунин держал её в замкнутом пространстве, она для него была «карманная любовь», и многое терпела. Её считали очередной любовницей. Когда вдвоем с Буниным они приходили в гости к Мережковскому, Гиппиус даже не смотрела в её сторону. Представляете — вы приходите, а вас даже не удостаивают взглядом!

Галина была роковой женщиной?

Для Бунина, в определенном смысле для его жены Веры. До этого она была замужем за офицером. Когда случилась связь с Буниным, тот переживал. А когда она сказала, что уходит, он застрелился. И говорили, что это не произвело на неё никакого впечатления.

Если бы Галя попросила, чтобы Веры не было, — её бы и не было. Но она ни слова не сказала по этому поводу. Страсть Бунина была настолько велика, что он оставил бы Веру, несмотря на то, что был к ней привязан. Она была его личным секретарем, всю жизнь им занималась. И здесь можно говорить, что Галина милосердна к Вере. Но можно и говорить, что она не хотела перепечатывать рукописи и штопать носки, когда всё это могла делать Вера.

Насколько вам близка Галина?

— Галя мне близка жертвенностью. Это я и играла. В сценарии была Галя-стерва. А мне её жалко, как ребенка.

На съемках вы спорили с режиссером?

— Да. Когда мы снимали сцену, где Галина дарит Марге серебряный портсигар, а та целует её. Режиссёр хотел, чтобы я была смущена и испугана. Но то, что произошло между ними, — это жизнь, чувство, естество! «Боже мой, она меня услышала, она меня поцеловала!» Галина могла сказать только: «Марга, не здесь!» Мы очень спорили, уходила натура, темнело. Но потом режиссер со мной согласился.

Галя сильнее Марги?

— Она беззащитнее. А вот сильнее или нет, не знаю.

Кто играл главную роль в их семье?

— Добытчиком вполне могла быть и Марга, а жизнью была Галя. А кто был мужем, кто женой? Но Галя не была тряпичной куклой, тряпичную куклу Бунин не любил бы столько лет.

А Марга?

— Галя для неё была женщиной для самоутверждения. На всех вечеринках, при всех новых знакомствах её излюбленной темой был рассказ о том, как она увела Галю у Бунина. Это стало предметом её гордости — она отбила у самого Бунина его последнюю любовь, и он после этого на два года замолчал.

Бунин был рабом Галины?

— Рабом любви. Иначе у него не было бы двухгодичной истерики. Возможно, он бы понял её уход к мужчине, но того, что она ушла к женщине, он не мог понять никогда. Именно эта Галина неизвестность и непонятность так влекла Бунина. Он постоянно её разгадывал. И когда так и не разгадал, не захотел жить.

А Вера в реальности вовсе не была такой святой и несчастной, как в фильме. У неё был любовник — писатель Зуров, в фильме Гуров. И Бунин умер не в поезде, а дома. Он плохо себя чувствовал. Но тогда же болел и Зуров. Вера пошла в больницу навещать его. Когда вернулась, Бунин был мертв.

Светлана



Следующее


Источник: GAY POLAR