" ?>" ?>">
 

 



"De Filmkrant"

Эми и Ягуар

Любовь без искры.

Представьте себе: Вам 86 лет, и Вы внезапно оказываетесь в центре внимания прессы: о Вас пишут книги, снимают несколько документальных и один художественный фильм. А все из-за того, что история Вашей большой любви содержит все необходимые компоненты для грандиозной мелодрамы. Именно это произошло с Лилли Вуст (Lilly Wust). История ее жизни была экранизирована начинающим режиссером Максом Фербербёком (Max Farberbock), чей фильм “Aimee & Jaguar” открывал Берлинский кинофестиваль – 99.

Jaguar смотрит на нее с вожделением. отвечает ничего не говорящим взглядом. Потом они целуются, и я на некоторое время вообще перестаю что-либо понимать. Не то чтобы я сомневалась в любви Jaguar к Aimee, но где же та пресловутая искра, которая помогла Aimee понять, что она тоже влюблена в Jaguar? Лишь позднее, когда по словам и поведению Aimee стало заметно, насколько сильно она зависит от Jaguar, я поняла, что эта любовь взаимна. Но самый главный момент отсутствует в фильме, носящем их имена и повествующем о действительно имевшей место любви еврейской девушки, принимавшей участие в движении сопротивления, и закоренелой сторонницы национал-социализма.

Интрига.

И Juliane Kohler, и Maria Schrader, – обе актрисы, сыгравшие главные роли в фильме, получили в 1999 году на Берлинском кинофестивале премию «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль. В этом городе также разворачиваются события дебютного фильма режиссера Max Farberbock. Берлин, 1943 год. В городе, подвергающемся постоянным бомбежкам авиации союзных войск, Lilly Wust (Juliane Kohler) в одиночку воспитывает четверых детей, пока ее муж Gunther (немного сусбурная роль актера Detlev Buck) сражается на Восточном фронте. Несмотря на то, что Лилли имеет бронзовый Материнский крест и выглядит как добропорядочная домохозяйка, она постоянно заводит интрижки с нацистскими офицерами. Ну и что, это же не евреи (ведь их она чует за версту), поэтому никто ничего не узнает.

Однако феноменальное обоняние Лилли изменяет ей, когда ее горничная Ilse знакомит ее с Fekice Schrader (Maria Schrader). Schrader – это псевдоним, под которым еврейская девушка Felice Schragenheim работает в редакции нацистской газеты и передает важные сведения подпольщикам. Лесбиянка Фелис с первого взгляда влюбляется в Лилли и посылает ей письмо, подписавшись именем Jaguar. Лилли она в письме называет Aimee -«возлюбленная». В конце концов Лилли становится известно, кто скрывается под псевдонимом Jaguar, и, пережив несколько неловких моментов, она довольно неожиданно отвечает Фелис взаимностью. Между ними завязывается бурный роман. Его символизирует зарево над горящим городом, создающее атмосферу, напоминающую первые голливудские кинофильмы, что создает в фильме еще больший эротический накал.

Однако Фелис, кажется, все еще остается недосягаемой для Лилли и иногда даже просто исчезает на несколько дней. И лишь когда нацисты буквально наступают Фелис на пятки, и у нее остается только один шанс убежать из Берлина, она рассказывает Лилли всю правду о себе. Тогда их любовь внезапно становится такой крепкой, что о расставании больше не может быть и речи. Осознавая, что все может закончиться в любой момент, Фелис остается с Лилли.

Контраст.

И потому нет ничего удивительного в том, что в одной душераздирающей сцене Фелис хватают гестаповцы. Она же сама всегда говорила: «Я живу сегодня и сейчас, не заглядывая в будущее». Тема «сейчас и всегда» проходит лейтмотивом в этом фильме. Благодаря этому мы видим, насколько различны судьбы этих женщин. Фелис постоянно подвергается опасности, но именно это и заставляет ее поставить на карту абсолютно все. «Сейчас» - единственное, в чем она может быть уверена. Лилли же, напротив, задумывается о вечном, о будущей жизни. Этот контраст предельно ясно показан в одной очень сильной сцене фильма: в редакции газеты Фелис узнает, что Гитлер убит. Вздохнув с облегчением (наконец-то все закончится), она идет по тлеющим развалинам города к дому Лилли. Что же она слышит, когда приходит туда? «Он жив!» - радостно говорит ей Лилли. Несмотря на окружающий хаос, она все еще верит в вечный Третий Рейх. Принимая во внимание историческую ситуацию, на фоне которой разворачиваются события фильма, можно было бы опасаться, что “Aimee & Jaguar” превратится в поучительный урок истории. Однако режиссеру удалось избежать передозировки политической и идеологической корректности в фильме. Стремясь прежде всего показать отношения между людьми, он так использует ситуацию, что картина того времени становится менее черно-белой. Например, мы видим, что немецкий солдат без формы очень может быть обычным отцом семейства, а главный редактор пропагандистской газеты вовсе не марионетка, которой его все считают. Max Farberbock осуждает действия нацистов, но показывает, что зло может быть и с человеческим лицом. Однако серый срединный путь имеет и недостатки: некоторые исторические факты и общественно значимые вопросы порой слишком легко отметаются прочь. Поэтому, несмотря на добрые намерения, фильм имеет налет некоторой незавершенности, что производит довольно сумбурное впечатление. Назовите меня занудой, на как могут стекла в доме Лилли Вуст оставаться целыми после всех бомбежек?

("De Filmkrant", ноябрь 1999 г., перевод с нидерландского Людмилы: vrolijk@mail.ru )



Следующее


Источник: Wolfy's Gay page